Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №54
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Принято решением
Педагогического совета
ГБДОУ детский сад №54
Протокол № 1 от 02.09.2024 г.
Утверждаю
Заведующий ГБДОУ детский сад №54
___________________Е.В.Штоколова
Приказ № 63-о от 02.09.2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Подготовка к школе»
Срок освоения: 1 год
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Разработчики:
Педагог дополнительного
образования
Иноземцева Е.Е.
Пояснительная записка
Переход из детского сада в школу — сложный психологический процесс для ребенка. Важно, чтобы в новый этап своей жизни дети вошли подготовленными. Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к школе» позволяет подготовить детей старшего дошкольного
возраста не только к процессу обучения, но и к положительно эмоциональному взаимодействию в
коллективе среди сверстников.
Направленность
Социально-гуманитарная направленность, программа ориентирована на предшкольное образование для накопления детьми положительного социального опыта, развития индивидуальных
интеллектуальных способностей и творческой активности.
Адресат программы
Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Актуальность
Актуальность программы заключается в том, что она составлена с учетом современных
требований. В данной программе используется подборка из разных источников рабочих материалов, что позволяет обучающимся освоить наиболее интересные и познавательные практики. Разнообразные формы и приемы, являющиеся основой программы, помогают ребенку ориентироваться в большом потоке информации, помогают запоминанию и воспроизведению материала,
учат справляться с увеличивающимся объёмом знаний, необходимых для дальнейшего развития,
повышает уровень познавательной активности.
Программа предусматривает развитие у детей не только учебных умений и навыков: чтения, фонематического слуха, математических представлений, графики письма, но также особое
внимание уделяется развитию воображения, фантазии, творческих способностей детей.
Уровень освоения программы: Общекультурный
Объем и срок освоения программы: 1 учебный год, 64 академических часа, 2 раза в неделю по 1 академическому часу в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21.
Отличительные особенности
Отличительная особенность программы в том, что она реализуется в системе дополнительного образования, что позволяет индивидуализировать процесс обучения, используя возможность
организации групп малой численности. В последние годы возросла потребность в эффективных
методах воспитания и образования детей дошкольного возраста. Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий, применяя индивидуальный подход к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры, рисование,
штриховка, запоминание и воспроизведения рисунков и таблиц, упражнения на развитие слуховой, зрительной и двигательной памяти, поиск закономерности, упражнения на развитие мышления и речи.
Программа предназначена для детей дошкольного возраста, посещающих и не посещающих детский сад. А также для детей, которые нуждаются не только в получении знаний и навыков,
соответствующих данному возрасту, но и в закреплении полученных ранее навыков и умений.
Программа «Подготовка к школе» разработана с целью обеспечения равных стартовых
возможностей для образования детей перед школой, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы
Целью программы является успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий комфортного перехода с одной образовательной ступени на другую.
Задачи программы
Обучающие
Научить детей записывать цифры и считать от 1 до 10. Научить заштриховывать предметы.
Дать первичные знания о пространственно-временных представлениях. Научить выполнять простые арифметические действия. Познакомить с составом числа.
Сформировать умение записывать и читать буквы, слоги и простейшие предложения.
Научить отличать гласные от согласных, твердые согласные от мягких.
Пополнять словарный запас. Научить составлять рассказ по опорным картинкам, используя
расширенный словарный запас.
Развивающие
Развивать фонематический слух в процессе обучения. Развивать слуховое восприятие звуков.
Развивать память, внимание и фантазию при выполнении заданий.
Развивать мышление и воображение в процессе изучения народных сказок и авторских
произведений с использованием демонстрационного материала. Научить анализировать текст.
Воспитательные
Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру через творческую деятельность и игру.
Воспитывать культуру поведения и взаимоуважения обучающихся, а также культуру установления контактов друг с другом в процессе занятий.
Планируемые результаты (получаемые обучающиеся в результате освоения программы):
Предметные результаты
Умение записывать цифры и считать от 1 до 10. Умение заштриховывать предметы. Усвоение первичных знаний о пространственно-временных представлениях. Освоение выполнения простых арифметических действий. Знание состава числа.
Умение записывать и читать буквы, слоги и простейшие предложения. Умение отличать
гласные от согласных, твердые согласные от мягких.
Пополнение словарного запаса. Умение составлять рассказ по опорным картинкам, используя расширенный словарный запас.
Метапредметные результаты
Развитие фонематического слуха в процессе обучения, а также слухового восприятия звуков.
Развитие памяти, внимания и фантазии при выполнении заданий.
Развитие мышления и воображения в процессе изучения народных сказок и авторских произведений с использованием демонстрационного материала. Умение анализировать текст.
Личностные результаты
Проявление познавательного интереса к окружающему миру через творческую деятельность и игру.
Проявление культуры поведения и взаимоуважения обучающихся, а также культуры установления контактов друг с другом в процессе занятий.
Формы предъявления результатов
По окончанию учебного года проводится итоговое тестовое занятие, на котором дети демонстрируют приобретенные навыки и знания.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Язык реализации программы: русский
Форма обучения: очная
Особенности реализации
Программа реализуется в течение всего учебного года. Занятия проводятся в виде заданий,
которые разработаны в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей
данной возрастной категории.
Особенности организации образовательного процесса
В процессе всего обучения происходит как получение новых знаний в части Теории, так и
закрепление полученных знаний в части Практики.
Теория представляет собой различные беседы, рассказы педагога по теме, а также объяснение заданий и наглядная демонстрация их выполнения.
Практика представляет собой непосредственное знакомство с предметами по теме, самостоятельное выполнение заданий детьми, направленные на развитие их личных способностей,
сопровождается творческой деятельностью, связанной с рисованием, штрихованием, лепкой,
раскрашиванием и изобразительной деятельностью.
В программе используются материалы из разных источников, что позволяет детям с интересом заниматься по программе. Занятия, разработанные в игровой форме с применением творческой деятельности, что помогает хорошо усвоить материал.
Условия набора в коллектив
Принимаются все желающий дети старшего дошкольного возраста от 5.5 до 6.5 лет на
начало учебного года. Возможен дополнительный набор в группу в течении учебного года при
условии наличия мест и по согласованию с родителями.
Условия формирования групп
Группы формируются с учетом возраста ребенка на начало учебного года в зависимости от
количества поданных заявок:
Одновозрастные группы
Первый вариант группы: от 5 до 6 лет;
Второй вариант группы: от 6 до 7 лет;
Разновозрастная группа
Третий вариант группы: смешанная от 5.5 до 6.5 лет.
Количество обучающихся в группе:
Занятия проводятся в группах малой численности до 12 детей, что обусловлено возрастными особенностями восприятия материала обучающимися.
Форма организации занятий: аудиторные.
ности.
Формы проведения занятий
Комбинированные групповые занятия с использованием бесед, игр и творческой деятельФормы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Материально-техническое оснащение программы
Данная общеразвивающая программа реализуется в оборудованном учебном кабинете для
проведения теоретических и практических занятий.
Кадровое обеспечение программы
Программа реализуется педагогом дополнительного образования.
Учебный план
Учебный план первого года обучения
№
п/п
1
Название раздела, темы
Веселый счет
Количество часов
Всего
Теория Практика
8
4
4
2
Веселый алфавит
8
4
4
3
В мире звуков
8
4
4
4
8
4
4
5
В мире игр с буквами и
цифрами
Веселая геометрия
8
4
4
6
Часики
8
4
4
7
Времена года
8
4
4
8
Внешние признаки
предметов
4
2
2
9
Предметы вокруг нас
4
2
2
64
32
32
Итого:
Формы контроля/ аттестации
наблюдение за выполнением практических заданий
наблюдение за выполнением практических заданий
наблюдение за выполнением практических заданий
Промежуточная аттестация (тестирование)
наблюдение за выполнением практических заданий
наблюдение за выполнением практических заданий
наблюдение за выполнением практических заданий
наблюдение за выполнением практических заданий
Итоговый контроль
(тестирование)
Методические и оценочные материалы
Методические материалы
Учебно-методический комплекс программы «Подготовка к школе» состоит из трех компонентов:
1. Методики, методы и технологии;
2. Дидактические средства;
3. Информационные источники;
Методики, методы и технологии
В процессе игрового занятия используются следующие методики:
- дидактические игры;
В дидактической игре усвоение знаний происходит в ненавязчивой игровой форме, с плавным переходом от игры к учебным задачам, что позволяет детям лучше усваивать материал.
- игры на развитие мелкой моторики;
Игры на развитие мелкой моторики важны при обучении письму и рисованию: в частности, от этого
будет зависеть почерк человека. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием
речи.
Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию.
игры со строительным материалом;
В процессе игр со строительным материалом развивается трудолюбие самостоятельность,
инициатива, а также ответственное отношение к обучению.
игры на развитие речи и внимания;
Игры на развитие речи и внимания стимулируют познавательную активность ребёнка, активизируют мышление, обогащают словарный запас, закрепляют правильное произношение звуков, развивают внимание и память, а также улучшают коммуникативные навыки.
игры на развитие памяти;
Игры на развитие памяти помогают ребенку запоминать нужную информацию, происходит
постоянная активизация умственной деятельности, что способствует развитию памяти и мышления.
Игры на развитие слуха;
Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует фонематический слух, улучшает дикцию,
стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.
Дидактические средства
Дидактический материал:
- слоговые таблицы;
- алфавит веер;
- цифры веер;
- счетные палочки;
- блоки Дьенеша;
- овощи и фрукты пластиковые и деревянные.
Строительный материал:
- кубики пластиковые цветные 7 см. и 4 см.;
- конструктор с крупными деталями Mega Bloks);
- пирамидки деревянная из 8 деталей;
- большая пирамида из 20 колец.
Информационные источники
Список литературы для педагога
1. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А.
Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др.; науч. рук. Н. А. Федосова.]–М.:
Просвещение, 2012.
2. БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. —М.,1992.
3. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? —М.:
Ювента, 2005.
4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования. —М.: Педагогика,1986.
5. Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. —М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.
6. Никольская И. М. Психологическая защита у детей. —СПб.: Речь, 2001.
7. Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и
программы.-М.: Академкнига,2010.
8. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. —
М.: Сентябрь, 2000.
Оценочные материалы
Входная диагностика проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня
развития, знаний и умений ребенка.
Формы:
- педагогическое наблюдение за выполнением практических заданий;
- анализ педагогом работ учащихся.
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и для корректировки программы с учетом
индивидуальных особенностей детей в форме:
- педагогического наблюдения за выполнением практических заданий.
Промежуточная аттестация осуществляется в декабре, с целью выявления уровня освоения
программы учащимся и корректировки процесса обучения, путем проведения тестирования.
Итоговый контроль по завершению программы осуществляется в мае, с целью выявления
уровня освоения программы, путем проведения тестирования.
Анализ уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы «Подготовка к
школе» осуществляется по следующей шкале:
Оценка параметров
начальный уровень
средний уровень
высокий уровень
Критерии оценки
Выполнение задание – 1 балл,
не выполнение – 0 баллов.
Выполнение задание – 1 балл,
не выполнение – 0 баллов.
Выполнение задание – 1 балл,
не выполнение – 0 баллов.
уровень по сумме баллов
Менее 50% от максимального
кол-ва баллов*
51%-70% от максимального колва баллов*
71%-100% от максимального
кол-ва баллов*
*Максимальное кол-во баллов = общему кол-ву вопросов в тесте