Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №54 Фрунзенского района Санкт-Петербурга ПРИНЯТО: решением Педагогического совета ГБДОУ детский сад №54 Протокол № 1 от 02. 09.2024 УТВЕРЖДАЮ: Заведующий ГБДОУ детский сад №54 Е.В. Штоколова Приказ № 63-о от 02.09.2024г. Дополнительная общеразвивающая программа «Мир творчества» для детей 4 - 6 лет (срок реализации: 1 год) Разработчик: Годяцкая Алла Николаевна педагог дополнительного образования Санкт-Петербург 2024 2. Пояснительная записка Нормативно-правовые основы проектирования дополнительной общеобразовательной программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Кисточка» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); • Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р; • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р; • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организации, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; • Распоряжение Комитета по образованию от 25.08.2022 №1676-р «Об утверждении методических рекомендаций «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга»; • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; • Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16); • Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций». Направленность программы: Программа имеет художественную направленность. Развивает творческое, эстетическое, нравственное развитие детей дошкольного возраста. 2 Актуальность реализации: Для развития творческого потенциала ребенка в художественно-эстетическом направлении дошкольного образования, на наш взгляд, существует необходимость использования нетрадиционных техник, учитывая возраст дошкольника. Начинать деятельность в этом направлении следует в младшей группе с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой тычок жесткой кистью, печать пробкой и т. п. На занятиях по изобразительной деятельности целесообразно использовать музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа. Особое внимание уделяется и знакомству с декоративным рисованием, народным прикладным искусством, что, безусловно, помогает воспитанию любви к исконно русским традициям, пробуждает национальное самосознание. Нетрадиционные техники: • оттиск печатками из овощей; • тычок жесткой кистью; • восковые мелки и акварель; • рисунки из ладошек; • оттиск поролоном; • монотипия предметная; • отпечатки листьев; • оттиск пробкой; • рисование пальчиками; • оттиск смятой бумагой; • восковые мелки + акварель; • кляксография; • печать по трафарету; • рисование методом наката; • рисование ребром картона; • рисование методом напыления (набрызг); • клеевая техника; • мятый рисунок; • рисование по сырому; • точечный рисунок. Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции. Рисование – естественная потребность ребёнка. Изобразительная деятельность является едва не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое 3 значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Я выбрала нетрадиционное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым. Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребёнок чувствует себя уверенно. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Данная программа по изобразительной деятельности строит обучение таким образом, чтобы оно стало не только интересным для каждого ребенка, но и позволило ему овладеть основными способами творческого решения; предоставить детям возможность для проявления активности и самостоятельности. Способность ребенка к творчеству во многом зависит от того, насколько он трудолюбив, насколько развит в эмоциональном отношении. В этом смысле эстетическое воспитание через виды изобразительной деятельности помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Тематика предлагаемых детям занятий разнообразна, предусматривает развитие и усложнение образного решения, разнообразны и формы выполнения изображений (индивидуальная работа и коллективные композиции). Есть многообразие и в предлагаемых детям изобразительных материалах. Это обогащает художественные представления детей, способствует их эстетическому развитию. В рамках программы дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных техник в рисовании, каждый раз раскрывая для себя новое, создают свои творческие работы. Я выбрала нетрадиционное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым. Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Адресат программы: Данная программа предназначена для обучающихся 4-6 лет на ступени дошкольного образования. Для обучения в рамках данной программы не предъявляется требований к специальным знаниям, умениям и навыкам. Уровень освоения программы: общекультурный. Объем и срок освоения: программа «кисточка» разработана для осуществления обучения детей дошкольного возраста (4-6 лет) в течение года (октябрь -май) по 15-30 минут, в зависимости от возраста ребенка. Срок освоения 1 год. Отличительные особенности: Дополнительная программа «кисточка» описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности с детьми 4-6 лет, приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография монотипия и т.д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию. Занятия полезны и увлекательны, проходят в необычной 4 обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Для реализации содержания программы, имеется весь необходимый изобразительный материал. Систематически, последовательно решаются задачи развития художественно-творческих способностей, программа оснащена всем необходимым, местом для выставок, применяется музыкальным сопровождением что способствует созданию выразительного художественного образа. Программа разработана для дополнительного образования детей по художественно развитию. Цель и задачи программы Цель программы: Развитие творческих способностей учащихся в художественной деятельности с использованием нетрадиционных методов рисования. Задачи программы: Обучающие: - способствовать умению различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике; - корректировать приемы работы кистью, мелками, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки); -закреплять умение различать цвета спектра, основные геометрические фигуры; - обучить выставочной культуре (правила поведения в выставочном пространстве, знание правил обращения с экспонатами выставки); Развивающие: - развивать аккуратность, терпение, усидчивость и иные положительные качества личности; - развивать мелкую моторику рук; - развивать интерес к изобразительному искусству, художественный вкус обучающихся; -развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность; - развивать эстетическое восприятие и отношение к окружающему миру; - раскрывать творческий потенциал ребенка на основе изучения им собственных индивидуальных возможностей; - формировать нравственно-ориентированные критерии оценки собственных работ и других людей; Воспитательные: - формировать общую культуру личности обучающегося ( в том числе выставочную); - воспитывать культуру межличностных отношений, основанных на общности познавательных интересов, совместной творческой созидающей деятельности; - воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству; -воспитывать художественный вкус и чувство гармонии; -воспитывать навыки самостоятельности; - формировать у каждого обучающегося такие личностные качества, как трудолюбие, самодисциплина, воля, взаимопомощь и пр. Планируемые результаты: личностные результаты: - способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту; - художественный вкус и чувство гармонии; - навыки самостоятельности, проявление эмоционально-ценностного отношения к миру. Планируемые результаты: личностные результаты: 5 - способность контролировать действия, корректировать их выполнение в соответствии с поставленными задачами; - способность сравнивать произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства; - умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом; - проявлять самостоятельность и инициативу, творчество и фантазию, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность; предметные результаты: - умение различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования; - приемы работы кистью, мелками, нетрадиционным художественным материалом (пробка, тычок жесткой кистью и т.д.,); - различать цвета спектра, основные геометрические фигур Организационно-педагогические условия реализации программы: Занятия, предусмотренные программой дополнительного образования, проводятся во второй половине дня. Образовательный процесс по программе дополнительного образования осуществляется в отдельном учебном помещении – кабинет дополнительного образования. Основные формы обучения: репродуктивная и продуктивная деятельность, игра, самостоятельная практическая работа. Занятия проводятся 2 раза в неделю: - 4 года - 15 мин; 4-5 лет – 20 мин; 5-6 лет – 25 мин; 6-7 лет – 30 мин. В ходе реализации программы не используются дистанционные формы обучения. Язык реализации: русский Формы обучения: групповая Особенности реализации: отсутствуют Условия набора и формирования групп: набор учащихся в группы свободный, принимаются все желающие заниматься по программе «кисточки». Формой осуществления образовательного процесса являются учебные группы с постоянным составом, организованные по возрастному принципу (дети от 4 до 6 лет). Наполняемость групп для занятий не менее 5 человек и не более 15 человек. Формы организации деятельности обучающихся: групповая (с индивидуальным подходом). Основание для отчисления–заявление родителей. Форма организации и проведения занятий: групповая, фронтальная. Материально-техническое оснащение: - Учебное помещение – кабинет дополнительного образования: сухое, хорошо проветриваемое помещение; равномерное освещение, рассеянный свет; местное освещение при недостатке общего. - Кабинет для занятий оборудован: столы со стульями в соответствии с возрастными требованиями (нормами) для детей; мольберт; шкафы для хранения материалов, работ, методических пособий; демонстрационный стенд; ноутбук (компьютер) с проектором и экраном (старший возраст). Материалы из опыта работы: - образцы; - схемы; 6 - альбомы, фотографии работ; - учебный план; - конспекты занятий; - фонотека. Инструменты: кисти “Белка”, “Щетина”, “Пони” №№ 1- 12 плоские и круглые; палитра; емкости для воды; предметы, дающие фигурный оттиск на готовом изделии; магнитная доска; муляжи и макеты для постановки натюрмортов. Материалы: альбом для рисования; бумага для рисования акварелью; бумага для рисования гуашью; цветные карандаши; гуашь художественная акварель; восковые мелки; фломастеры; простой карандаш. Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования – Годяцкая Алла Николаевна Образование – высшее художественно-графическое образование Стаж педагогической работы – более 40 лет. 7 № Учебный план (1 год) Количество часов Всего Теория Практика 30 10 20 3 Название раздела, темы «Наш урожайовощи» Вводное «Рябиновая тарелочка» «Красавица-осень» 4 «Грибы» 30 10 20′ 5 «Осенний лес» 30 10 20′ 6 «Осенний венок» 30′ 10′ 20′ 7 «Цветные зонтики» 30′ 10′ 20′ 8 «Слон» 30′ 10′ 20′ 9 30′ 10′ 20′ 10 «Птицы клюют ягоды на ветке» «Усатый полосатый» 30′ 10′ 20′ 11 «Сказочные птицы» 30′ 10′ 20′ 12 «Волшебные снежинки» «Чудесные превращения кляксы» «Совушка – сова» 30′ 10′ 20′ 30′ 10′ 20′ 30′ 10′ 20′ 30′ 10′ 20′ 16 «Два жадных медвежонка» «Пингвин» 30′ 10′ 20′ 17 «Разные ели» 30′ 10′ 20′ 18 «Зимний пейзаж» 30′ 10′ 20′ 19 «Волшебный зимний лес» «Сказочная птица» (фон) «Сказочная птица» 30′ 10′ 20′ 30′ 10′ 20′ 30′ 10′ 20′ «Елочки – красавицы» «Котенок» 30′ 10′ 20′ 30′ 10′ 20′ 1 2 13 14 15 20 21 22 23 30 10 20′ 30 10 20′ Формы контроля Инструктаж, наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия 8 24 «Город» фон 30′ 10′ 20′ 25 «Город» 30′ 10′ 20′ 26 30′ 10′ 20′ 30′ 10′ 20′ 30′ 10′ 20′ 29 30 «Шла уточка бережком» «Пушистый детеныш» фон «Пушистый детеныш» «Снеговик» «Три медведя» фон 30′ 30′ 10′ 10′ 20′ 20′ 31 «Три медведя» 30′ 10′ 20′ 32 30′ 10′ 20′ 30′ 10′ 20′ 34 «Дымковские игрушки» «Филимоновские игрушки» «Городецкие цветы» 30′ 10′ 20′ 35 Портрет папы 30′ 10′ 20′ 36 «Осьминожки» 30′ 10′ 20′ 37 Хохломской узор 30′ 10′ 20′ 38 30′ 10′ 20′ 30′ 10′ 20′ 40 «Открытка для мамочки» «Превращение ладошки» «Весна» 30′ 10′ 20′ 41 «Тюльпаны» 30′ 10′ 20′ 42 «Весенние сады» 30′ 10′ 20′ 43 «Бабочки» 30′ 10′ 20′ 44 «Солнечная система» «Космические корабли» «Пасхальное яйцо» 30′ 10′ 20′ 30′ 10′ 20′ 30′ 10′ 20′ 30′ 10′ 20′ 48 «Волшебные ниточки» «Сирень» 30′ 10′ 20′ 49 «Необычная посуда» 30′ 10′ 20′ 27 28 33 39 45 46 47 Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия 9 50 «Подводный мир» 30′ 10′ 20′ 51 «Ветка яблони в цвету» 30′ 10′ 20′ 52 53 «Маки» «Тюльпаны» 30′ 30′ 10′ 10′ 20′ 20′ 54 «Тюльпаны» 30′ 10′ 20′ 55 «Весенние сады» 30′ 10′ 20′ 56 «Бабочки» 30′ 10′ 20′ 57 «Пасхальное яйцо» 30′ 10′ 20′ 58 «Пасхальное яйцо» 30′ 10′ 20′ 59 30′ 10′ 20′ 60 «Волшебные ниточки» «Необычная посуда» 30′ 10′ 20′ 61 «Необычная посуда» 30′ 10′ 20′ 62 «Подводный мир» 30′ 10′ 20′ 63 «Подводный мир» 30′ 10′ 20′ 64 «Праздник мая и весны» «Праздник мая и весны» «Праздничный салют» «Праздничный салют» «Радуга-дуга» 30′ 10′ 20′ 30′ 10′ 20′ 30′ 10′ 20′ 30′ 10′ 20′ 30′ 10′ 20′ 30′ 10′ 20′ 30′ 10′ 20′ 71 «Русские народные сказки» «Русские народные сказки» «Красная книга» 30′ 10′ 20′ 72 «Море зовёт» 30′ 10′ 20′ 720 мин 1440мин- 65 66 67 68 69 70 ИТОГО 72часа Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия (итоговый) Открытое занятие Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия Наблюдение, анализ работ, коллективная рефлексия 10 3. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год Год обучения 1 год Дата начала обучения по программе 01.10.2024 Дата окончания обучения по программе 31.05.2025 Всего учебных недель 36 Количество учебных часов 8 Режим занятий 2 раза в неделю по 30 минут 11 4. Рабочая программа Информационная справка об особенностях реализации УТП на 2024-2025 годОбщий срок реализации исходной программы (количество лет) Год обучения (первый, второй и т.д.) Возраст воспитанников Количество часов в неделю Общее количество часов в год 1 год Первый год 4-6 лет 8′ 72 Особенности обучения: отсутствуют. Цель и задачи программы Цель программы: Создание условий для развития творческой активности и художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных художественных техник. Задачи: Обучающие: - учить различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике; - учить приемам работы кистью, мелками, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик,); - учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры; - знакомить детей с жанрами изобразительного искусства; - развивать умение самостоятельно планировать деятельность, достигать результата и оценивать его. Развивающие: - формировать опыт восприятия разнообразных этетических объектов и произведений искусства, развивать эстетические интересы, эстетические предпочтения, желание познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность; -развивать у детей чувственно-эмоциональное проявления: внимание, память, фантазию, воображение; - развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное; - улучшать моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера; - развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в коллективе; -развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение ассоциативное мышление и любознательность. Воспитательные: - воспитывать аккуратность, терпение, волю, усидчивость, трудолюбие; - воспитывать эмоционально-эстетические чувства, умение откликаться на проявление прекрасного, замечать красоту окружающих предметов, объектов природы; - воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству; -воспитывать художественный вкус и чувство гармонии; -воспитывать навыки самостоятельности. Планируемые результаты В результате освоения программы учащимися предполагается достижение следующих результатов: личностные результаты: способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту; художественный вкус и чувство гармонии; навыки самостоятельности. проявление эмоционально-ценностного отношения к миру. метапредметные результаты: способность контролировать действия, корректировать их выполнение в соответствии с поставленными задачами; способность сравнивать произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства; умение 12 взаимодействовать со сверстниками и педагогом; проявлять самостоятельность иинициативу. творчество и фантазию, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность; предметные результаты: умение различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования; приемы работы кистью, мелками, нетрадиционным художественным материалом (пробка, тычок жесткой кистью, сангина); различать цвета спектра, основные геометрические фигуры. Содержание обучения 1. Вводное занятие. Техника безопасности. Тематическое рисование. Теория Правила техники безопасности. Правила поведения. Название основных цветов (красный, зеленый, желтый, синий). Основы композиции. Изучение нетрадиционных техник рисования (акварель и восковые мелки, отпечатки, рисование ладошкой, пальцами, набрызг, ватными палочками, тычок полусухой кистью, рисование вилкой, скомканной бумагой, кляксография,). Практика Ребята осваивают начальные практические навыки работы живописными материалами (мазок, пятно, заливка) работая гуашевыми и акварельными красками, знакомятся с основными свойствами цвета, знакомятся с нетрадициоными методами рисования. Рекомендации по теме. Содержание рисования на темы – изображение явлений окружающей действительности и иллюстрирование литературных произведений. Этот вид рисования играет большую роль в воспитании детей и в развитии их творческого воображения. Рисование на темы ведется по представлению, на основе предварительных целенаправленных наблюдений. Темы заданий определяются педагогом. Большое значение на занятиях тематическим рисованием имеет формирование у детей умения выразительно выполнять творческие рисунки – давать образную характеристику персонажей, передавать смысловую взаимосвязь персонажей и других элементов рисунка, применять оригинальную композицию и т.д. 2. Рисование с натуры Теория. Последовательность выполнения рисунка с натуры. Композиция. Строение, форма, цвет предмета. Натюрморт-жанр живописи. Художники: Поль Сезанн, И. Левитан и т.д. Практика. Примерными объектами рисования с натуры являются: - книги, папки, детские воздушные шары, мяч, фрукты, овощи; - простые по форме листья, ветки деревьев, простые по форме цветы; - простейший натюрморт. Рисование с натуры предполагает наблюдение и изображение натюрмортов из 2-3 предметов, ярких по цвету, выразительных по фактуре, необычных по форме, способных привлечь внимание детей. При рисовании с натуры ставятся задачи на развитие наблюдательности, глазомера, активизацию зрительной памяти. Рекомендации по теме. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисованию, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры, с переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, стараясь отметить ее характерные особенности. Понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, т.к. находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и 13 сравнению. Ни один учебный предмет не обеспечивает такого активного внимания обучающегося к предмету, к анализу его строения, как рисование с натуры. 3. Декоративное рисование. Теория. Взаимосвязь практического назначения предмета, его формы, материала и элементов украшения. Стилизация. Ритм. Симметрия. Приемы рисования декоративного орнамента. Контрастные цвета. Практика. Примерные программные задания по декоративному рисованию предусматривают: - выполнение узоров в полосе, квадрате, прямоугольнике, треугольнике из геометрических элементов и на основе декоративной переработки форм растительного мира; - составление декоративно-сюжетных композиций из форм растительного мира, выполнение эскизов декоративного оформления предметов быта; - разрабатывают эскизы тканей, карнавальных костюмов. Техника выполнения декоративных заданий предлагается педагогом в зависимости от темы – различные изобразительные материалы, цветная бумага и т.д. Предполагает обучение навыкам работы с различными художественными материалами: бумага, картон, природные материалы и т.п., которые используют в аппликациях и коллажах, смешанные изобразительные техники. Для выполнения этих работ выбираются самые разные темы. Рекомендации по теме. Декоративное рисование развивает эстетический вкус детей, знакомит их с ролью декоративно-прикладного искусства в жизни и быту. Творческая декоративная переработка реальных форм, заключающаяся в обобщении деталей, поисках предельно выразительного и характерного силуэта, в обработке гибкой, лаконичной линии, в поисках декоративных и гармоничных цветовых сочетаний, направлена, прежде всего, на то, чтобы выявить, подчеркнуть красоту формы, цвета объекта. № 1 2 3 4 5 6 7 Календарно-тематический план на 2024-2025 год Практика Название раздела, Теория темы Занятий по Дата програм ме «Наш урожайУпражнять в рисовании восковыми 1 овощи» мелками разных овощей. Научить Вводное тонировать рисунок акварелью 1 «Рябиновая Продолжать знакомить с техникой печать листьями.Развивать чувство тарелочка» композиции, цветовосприятия. Воспитывать любовь к природе. Учить изображать букет в технике «Красавица-осень» 1 «фроттаж листьями» Воспитывать эстетические чувства. Учить рисовать грибы в технике « «Грибы» 1 тампонирование» «Осенний лес» 1 Продолжать знакомить с жанром пейзажа, изображать осеннюю листву в технике «тычок сухой кистью» «Осенний венок» Познакомить детей с техникой 1 печатанья листьями. Учить детей смешивать краски прямо на листьях «Цветные зонтики» Закреплять навыки владения 1 14 8 «Слон» 9 «Птицы клюют ягоды на ветке» 10 «Усатый полосатый» 11 «Сказочные птицы» 12 «Волшебные снежинки» 13 «Чудесные превращения кляксы» 14 «Совушка – сова» 15 «Два жадных медвежонка» техникой «восковые мелки+акварель» Учить рисовать в технике «монотипия» Воспитывать бережное отношение к птицам и растениям через изображение их образов в нетрадиционных техниках. Упражнять в комбинировании различных художественных техник. Развивать чувство цвета, фактурности, объемности, композиции Учить детей передавать в рисунке образ котенка. Изображать образ в нетрадиционной технике- оттиск поролоном, тычок полусухой кистью , развивать чувство фактурности и объемности Развивать фантазию при выборе содержания и способа изображения (Отпечаток ладони) Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путём симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объёмного предмета. Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к «оживлению» необычных форм (клякс). Развивать творческое воображение Учить изображать сову гуашью, передавать разные позы совы (сидит, взмахивает крыльями, летит), рисовать штрихи в разном направлении в соответствии с расположением перьев на голове, теле, крыльях. Формировать умение рисовать в технике «монотипия» 1 1 1 1 1 1 1 1 15 16 «Пингвин» 17 «Разные ели» 18 19 «Зимний пейзаж» «Волшебный зимний лес» «Сказочная птица» (фон) «Сказочная птица» 20 21 22 «Елочки – красавицы» 23 «Котенок» 24 25 «Город» фон «Город» 26 «Шла уточка бережком» 27 «Пушистый детеныш» фон «Пушистый детеныш» 28 Учить рисовать пингвина, дополнять изображение снегом, льдом, припомощи смятой бумаги Учить передавать в рисунке зимний пейзаж с хвойными деревьями, самостоятельно придумывать композицию рисунка, передавать штрихами разного характера хвою на елях, соснах и коре деревьев. Рисовать штрихи простым карандаом с разным нажимом для получения различной интенсивности цвета. Формировать навык рисования «свеча+акварель» Закреплять умение смешивать цвета Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках Учить изображать котенка в какойлибо позе или движении; учить использовать при изображении шерсти животных жесткой кистью разного вида штрихи – прямые, волнистые, закругленные и вертикальные Познакомить детей с граттажем. Учить готовить фон для граттажа. Развивать мелкую моторику, воображение. Закреплять навык раскрашивания изображений в технике «тычок ватными палочками» Учить изображать пушистого детеныша животного в какой-либо позе или движении: формировать представление, что отличие детеныша от взрослого животного не только в величине, но и в пропорциях других частей тела; головы и туловища, туловища и ног; учить использовать при изображении шерсти животных жесткой кистью разного вида штрихи – прямые, волнистые, закругленные и вертикальные 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 29 «Снеговик» 30 31 «Три медведя» фон «Три медведя» 32 34 35 «Дымковские игрушки» «Филимоновские игрушки» «Городецкие цветы» Портрет папы 36 «Осьминожки» 37 38 Хохломской узор «Открытка для мамочки» 39 «Превращение ладошки» 40 «Весна» 41 «Тюльпаны» 42 «Весенние сады» 43 «Бабочки» 44 «Солнечная система» 33 Совершенствовать технику рисования «оттиск смятой бумагой». Учить передавать особенности героев рисунка. Воспитывать восторженное отношение к русской зиме Учить создавать в рисунке образы сказки. Учить передавать форму частей, их относительную величину, строение и соотношение по величине трех фигур. Расширять знания о дымковских игрушках Расширять знания офилимоновских игрушках Расширять знания огородецкой росписи Знакомить с жанром портрета Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие Учить составлять узор в заданном стиле Учить создавать открытку в подарок, воспитывать эстетическое отношение к образу мамы через изображение цветов в различных техниках Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета. Развивать чувство цвета. Воспитывать самостоятельность, инициативность Расширять знания о жанре декоративного искусства «витраж» Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. Совершенствовать умения детей в различных техниках. Развивать пространственное мышление, познакомить с симметрией и Асимметрией на примере бабочки вприроде и рисунке Формировать умение создавать фантастические рисунки 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 45 «Космические корабли» 46 47 48 «Пасхальное яйцо» «Волшебные ниточки» «Сирень» 49 «Необычная посуда» 50 «Подводный мир» 51 52 «Ветка яблони в цвету» «Маки» 53 «Тюльпаны» 54 «Тюльпаны» 55 «Весенние сады» 56 «Бабочки» 57 «Пасхальное яйцо» 58 «Пасхальное яйцо» 59 60 «Волшебные ниточки» «Необычная посуда» 61 «Необычная посуда» 62 «Подводный мир» 63 «Подводный мир» 64 «Праздник мая и весны» «Праздник мая и весны» 65 выразительными средствами. Закрепление навыков владения графическими материалами. Развивать у детей интерес фантазию . Совершенствовать рисование Восковыми мелками + акварель, печать штампами Повторить виды народных росписей Познакомить детей с техникой рисования нитками Продолжать знакомить с методом рисования – рисование тычком Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их художественным изображениям в натюрморте. Упражнять в комбинировании различных техник Продолжать знакомить с новой изобразительной техникой кляксографией. Развивать воображение и фантазию Закреплять умения детей рисовать в технике» пальчиковое рисование» Продолжать знакомить с рисованием по сырому Расширять знания о жанре декоративного искусства «витраж» Продолжить расширять знания о дпи «витраж» Беседа на тему пейзаж. Учимся изображать цветущие деревья Работа в технике кляксография, знакомимся с симметрией Беседа знакомство с ародноприкладным искусством, техника папье-маше Роспись яйца в технике «архангельская роспись» Знакомство с техникой рисования ниточками Беседа ДПИ «керамика». Роспись в технике гжель Роспись посуды в технике гжель 1 Беседа. Композиция подводное царство Продолжить композицию подводное царство в смешанной технике Композиция праздник в городе (аппликация) Завершение композиции в технике аппликация 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 66 67 68 69 70 «Праздничный салют» «Праздничный салют» «Радуга-дуга» «Русские народные сказки» «Русские народные сказки» 71 «Красная книга» 72 «Море зовёт» Всего Беседа «9 мая» Восковой мелок+акварель Завершение композиции, оформление выставки Рисование радуги по сырому. Закрепление знаний о цветовом круге Гуси-Лебеди. Знакомство с теневым театром (силуэтное рисование) Продолжаем рисовать в технике силуэтного рисования. Оформление выставки Беседа о бережном отношении к природе Рисование цветов из красной книги (ландыши) Рисование по сырому 1 1 1 1 1 1 1 72 Методические и оценочные материалы Методические материалы Для эффективной реализации дополнительной общеразвивающей программы педагогу дополнительного образования необходимо создать такие условия, при которых образовательный процесс становится увлекательным. Достижение цели обеспечивается рациональными приемами разнообразных методов обучения: -Вербальные (словесные): устное изложение учебного материала, беседа, анализ художественных особенностей произведения (картины, изделия, игрушки и пр.), анализ выполненных обучающимися работ; -Наглядные: просмотр видео-зарисовок, иллюстраций, репродукций картин, работа с образцом; -Практические (тренировочные упражнения для формирования навыков и умений работы разными художественными материалами, инструментами и пр.) Выбор используемого метода определяется, прежде всего, целью конкретного занятия. Последовательность применения методов продумывается педагогом дополнительного образования при проектировании конкретного учебного занятия. Особое внимание при выборе метода педагог дополнительного образования уделяет возрастным особенностям обучающихся. - Авторские образцы рисунков по различным нетрадиционным техникам; - Демонстрационный наглядный материал: книжки –раскраски, альбомы для рассматривания («Времена года», «Бабочки», «Цветы», «Животные» и др); - Дидактические игры для развития творческих способностей воображения («Подбери пару», «Подбери по цвету», «Наряди маму», «Сложи узор», «Кто. Чем питается»); - Дополнительная литература («Сказки», произведения поэтов и писателей, сборники: «Загадки», «Пословицы и поговорки»). - Музыкальный репертуар (Диски: «Времена года» П.Чайковский, цикл «Звуки природы», сборник «Детская музыка» С. Прокофьев, сборник «Детские песни»). Оценочные материалы Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Кисточка»предполагает проведение мониторинга в следующих формах: Входная диагностика проводится в октябре с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, творческих способностей. 19 Формы: - педагогическое наблюдение - анализ работ Во время проведения входной диагностики педагог заполняет информационную карту «Диагностическая карта» (приложение 2) Текущий контроль осуществляется на занятиях в течении всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы. Формы: - педагогическое наблюдение; - анализ работ. Итоговый контроль проводится в конце обучения программы. Формы:открытое занятие; - учащиеся на занятии должны продемонстрировать уровень овладения теоретическим программным материалом. Во время проведения итоговой диагностики педагог заполняет информационную карту «Диагностическая карта» (приложение 2) 20 Информационные источники Список литературы для педагогов 1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. 2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. 3. Лыкова И.А. программа художественного воспитания, обучения и развития детей 27 лет «Цветные ладошки» издательский дом «Цветной мир»; Творческий центр «Сфера»; Мосва 2011 4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. 5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. 6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. 7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003 8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий/Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. 9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001. 10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. . 11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. 12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 13. Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники. Москва издательство Скрипторий 2003, 2016 14. Дубровская Н.В.конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. С-Пб; Детство-Пресс 2013 15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 37 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. 16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. 17. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. 18. Т.Н. Доронова. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности (учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания). Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. СПб., 2002. 19. Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебно-методического пособия для дошкольных учреждений. М., 2002. 20. Г.С. Швайко . Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). М., 2003. 21. К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3развитие 7 лет. М., 2001.Н.В. Дубровская Художественно-эстетическое дошкольников.Парциальная программа. С-Пб, Детство-пресс,2017. 22. А.С. Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. М., 2000. 23. Рисование с детьми дошкольного возраста / Под редакцией Р.Г. Казаковой. М., 2006. 21 Список литературы для обучающихся 24. Дарья Герасимова. Осенние рыбы. Первые уроки творчества. – М.: Лабиринт, 2015. 25. Дикинс Р. Твоя первая книга об искусстве/ Пер. с англ. Е.Г.Егоровой. – М.:Эксмо, 26. Ирина Зарубина: Я учусь рисовать. Лучшие уроки для маленького художникаАСТ., 2015. 27. Шмид А. Детское творчество: пер. с нем./Анке Шмид.-М.:Мой мир, 2007. Список литературы для родителей 28. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с. 29. Горлева Н.А. Первые шаги в мире искусства. – М. «Просвещение». Москва. 1991. 30. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с. 31. Колль, Мери Энн Ф.Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с. 32. Колль, Мери Энн Ф.Рисование. – М.: ACT, Астрель, 2005. 33. Кравчунас Б.К. Детское рисование как художественное творчество. – Изд-во 34. «Аркада СПб», 2002. 35. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004. – 128с. 36. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с. 37. Макарова Е. Вначале было детство. – М.: «Педагогика», 1990. 38. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. – М.: «Просвещение», 1983. 39. Мэри Энн Ф. Колль. Рисование красками. - СПб: «АСТ. Астрель», 2005. 40. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. – М.: «Просвещение».1983. 41. Уткин Т.И. Народные промыслы. – М.: «Высшая школа», 1992 г. 42. Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству сдетьми 7-14 лет. – М.: «Владос», 2003. 43. Цвет в природе и живописи // «Юный художник» –1990. – № 12. 44. Швайко Г.С.Занятия по изобразительной деятельности. – М.: Владос, 2001. – 159с. 22 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Критерии и инструментарий диагностики детей 4 лет Критерии Инструментарий для мониторинга Умеет пользоваться печатками Умеет работать в технике рваной аппликации Умеет дополнять рисунок деталями нетрадиционными техниками рисования Умеет пользоваться методом тычкования жесткой кистью Умеет украшать предметы с использованием нетрадиционных техник Умеет рисовать нетрадиционным способом –рисование ладошкой Наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктивной деятельности Наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктивной деятельности Наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктивной деятельности Наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктивной деятельности Наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктивной деятельности Наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктивной деятельности 23 Критерии и инструментарий диагностики детей 4-5 лет Критерии Инструментарий для мониторинга Умеет пользоваться печатками Наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктивной деятельности Наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктивной деятельности Умеет пользоваться нетрадиционным способом рисования – шаблонография Умеет дополнять рисунок деталями нетрадиционными техниками рисования Умеет пользоваться методом тычкования жесткой кистью Умеет украшать предметы с использованием нетрадиционных техник Умеет пользоваться нетрадиционным способом рисования – кляксография Владеет техникой рисования посырому Умеет пользоваться нетрадиционным способом рисования – набрызг Наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктивной деятельности Наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктивной деятельности Наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктивной деятельности Наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктивной деятельности Наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктивной деятельности Наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктивной деятельности 24 Критерии и инструментарий диагностики детей 5-6 лет Критерии Инструментарий для мониторинга Умеет свободно пользоваться выбором изобразительных материалов Умеет пользоваться нетрадиционным способом рисования – шаблонография Умеет дополнять рисунок деталями нетрадиционными техниками рисования Умеет пользоваться методом тычкования жесткой кистью Умеет пользоваться методом –оттиск поролоном, мятой бумагой Владеет нетрадиционным способом рисования – кляксография Владеет техникой рисования посырому Умеет пользоваться нетрадиционным способом рисования – набрызг Владеет методом штриховки простым карандашом Умеет смешивать краски, получать новые оттенки Наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктивной деятельности Наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктивной деятельности Наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктивной деятельности Наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктивной деятельности Наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктивной деятельности Наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктивной деятельности Наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктивной деятельности Наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктивной деятельности Наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктивной деятельности Наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктивной деятельности 25 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Диагностическая карта 4 года Ф.И. ребенка Критерии Умеет рисовать нетрадиционным способом – рисование ладошкой Умеет украшать предметы с использованием нетрадиционных техник Умеет пользоваться методом тычкования жесткой кистью Умеет дополнять рисунок деталями нетрадиционными техниками рисования Умеет работать в технике рваной аппликации Умеет пользоваться печатками). ИТОГО БАЛЛОВ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ 6- 9 баллов – начальный уровень (НУ) 10-14 баллов – средний уровень (СУ) 15- 18 баллов – высокий уровень (ВУ) 26 Диагностическая карта 4 -5 лет Ф.И. ребенка Критерии Умеет пользоваться нетрадиционным способом рисования – набрызг Умеет украшать предметы с использованием нетрадиционных техник Умеет пользоваться методом тычкования жесткой кистью Умеет дополнять рисунок деталями нетрадиционными техниками рисования Владеет техникой рисования по- сырому Умеет пользоваться нетрадиционным способом рисования – кляксография Умеет пользоваться печатками). Умеет пользоваться нетрадиционным способом рисования – шаблонография ИТОГО БАЛЛОВ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ 27 Диагностическая карта 5-6 лет Ф.И. ребенка Критерии Умеет пользоваться нетрадиционным способом рисования – набрызг Умеет свободно пользоваться выбором изобразительных материалов Умеет пользоваться методом тычкования жесткой кистью Умеет дополнять рисунок деталями нетрадиционными техниками рисования Владеет техникой рисования по- сырому Умеет пользоваться нетрадиционным способом рисования – кляксография Умеет пользоваться методом –оттиск поролоном, мятой бумагой Умеет пользоваться нетрадиционным способом рисования – шаблонография Владеет методом штриховки простым карандашом Умеет смешивать краски, получать новые оттенки ИТОГО БАЛЛОВ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ 28