Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №54 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Принято решением Утверждаю Педагогического совета ГБДОУ детский сад №54 Протокол № 1 от 02.09.2024 г. Заведующий ГБДОУ детский сад№54 Е.В. Штоколова Приказ № 63-о от 02.09.2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подготовка к школе» Социально-гуманитарная направленность Возраст учащихся: с 5 до 7 лет Срок реализации 2 года Разработчики: Педагог дополнительного образования Иноземцева Е.Е. 2024 год 1 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая образовательная программа (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержденным Приказом Министерства Просвещения РФ № 196 от 09.11.2018). Схема приема на обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Подготовка к школе»: общедоступная (к освоению образовательного содержания допускаются все желающие без предъявления требований к уровню способностей и образования). Форма реализации: очная, в форме занятий. Образовательная программа «Подготовка к школе» содержит следующие структурные компоненты: • Описание цели, содержания, планируемых результатов, организационно-педагогических условий; • Учебный план; • Календарный график; • Рабочие программы; • Методические материалы. • Оценочные материалы Цель: Создание условий для становления познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности, развитие творческих способностей, совершенствование психических познавательных процессов в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. В соответствии с поставленной целью основными задачами реализации образовательной программы являются: 1. Создать условия для интеллектуальной самореализации обучающихся; 2. Развивать память, внимание, познавательные интересы, любознательность, расширять кругозор детей; 3. Формировать творческую инициативу детей; воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. 4. Создавать условия для оптимального развития познавательной мотивации, умений, необходимых для самостоятельного решения игровых, учебных и практических задач, способности преобразовывать решение задач в зависимости от ситуации; 5. Развивать социально-психологическую готовность к школе (умение общаться, слушать педагога и товарища, действовать совместно с другими). 6. Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множеством (сравнение, разбиение, классификация) 7. Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания) 8. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов в соответствии с различными признаками. 9. Формировать умение детей решать комбинаторные задачи. 10. Создать условия для речевого развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями: обогащению активного и пассивного словаря; развитию фонематического восприятия и слуха, совершенствованию звуковой культуры; развитию и совершенствованию лексико-грамматического строя речи; формированию опыта чтения и звуко-слогового анализа и синтеза слов. 11. Сформировать понятия «Звук», «Слог», «Слово», «Предложение» 2 12. Развивать навыки создания и понимания печатных текстов 13. Развивать навыки ритмичного чтения, интонационного чтения, выразительного чтения; 14. Развивать мелкую моторику, зрительно – пространственную координацию, графомоторные навыки. Содержание Программы направлено на: • формирование и развитие творческих способностей обучающихся; • удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном развитии; • выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья воспитанников; • социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; • формирование общей культуры обучающихся; • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. В соответствии с приоритетами современной образовательной политики, содержание образовательной программы «Подготовка к школе» направлено на выполнение социального заказа в области образовательных услуг как одной из возможностей для самореализации и самоопределения обучающихся в процессе дополнительного образования. Это отражается в том числе и во внедрении инновационных методов и средств образовательного процесса. В основу Программы положен системно-деятельностный подход к образованию, направленный на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного российского общества. Важными аспектами системно-деятельностного подхода являются ориентация на результаты образования; признание решающей роли содержания образования; разнообразие способов и форм организации образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, развитие его творческого потенциала, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в творческой, познавательной и других видах деятельности. Основным принципом формирования содержания Программы в соответствии с системнодеятельностным подходом является приоритетность активных видов деятельности обучающихся. Перенос акцента на практико-ориентированное освоение программы отвечает реалиям современного российского образовательного пространства. Собственная активная познавательная и творческая деятельность обучающихся способствует воспитанию постоянного интереса к образовательному процессу, и, как следствие, эффективному развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, а также их личностных качеств. Социально-педагогическая направленность Программы обуславливает ее ориентацию на максимальное раскрытие потенциальных возможностей воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей, на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие их лидерских качеств, организацию социализирующего досуга. Создаются условия для формирования собственной системы познавательных мотивов и направленности деятельности воспитанников. Образовательный процесс направлен на поддержку устремленности к самопознанию и самореализации, формированию чувства ответственности за собственный выбор, повышение психологического здоровья и эмоциональной устойчивости личности ребенка. Результатом освоения образовательной Программы является формирование групп компетенций, позволяющих осуществлять универсальные действия: • Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация), 3 • Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, оценка, коррекция, саморегуляция), • Познавательные (общеучебные, логические действия, также действия постановки и решения проблем), • Коммуникативные (инициирование и поддержка диалога со взрослыми и сверстниками, планирование сотрудничества, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, оценка действий партнера, выражение своей точки зрения, своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации). Достижение личностных, междисциплинарных (общекультурных) и дисциплинарных результатов освоения Программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия, обсуждения программного материала, собственного опыта познавательно-творческой и прочей деятельности в рамках общеразвивающей программы. Личностные результаты освоения образовательной программы. В результате освоения Программы в целом у обучающихся будут сформированы: • готовность и интерес к саморазвитию; • мотивация к обучению и познанию; • позитивная самооценка, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале и развитии собственных интеллектуальных способностей; • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; • навыки организации собственного и коллективного досуга, самостоятельной познавательнотворческой деятельности. Междисциплинарные результаты освоения образовательной программы. В результате освоения Программы в целом у обучающихся будут сформированы: • способность принимать и сохранять цели и задачи познавательной и учебной деятельности, поиск средств ее осуществления; • способы решения проблем творческого и поискового характера в учебной и творческой деятельности; • умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах деятельности; • начальные формы познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения различных видов деятельности; • логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений в процессе освоения программного материала социально-педагогической направленности; • готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формирующихся в процессе совместной творческой и познавательной деятельности; • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием программного материала. Дисциплинарные (предметные) результаты освоения образовательной программы. В результате освоения Программы у обучающихся будут сформированы: • повышение уровня познавательных сопосбностей и качества умственной деятельности в целом; • сформирован интерес к познавательно-творческой деятельности; • навыки применения знаний и умений, приобретенных в различных видах познавательной и творческой деятельности, в дальнейшей жизни. Предполагаемые дисциплинарные (предметные) результаты освоения Программы: В результате усвоения программы результаты могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка (могут не быть достигнуты в силу индивидуальных особенностей ребенка): 4 Ребенок 5-6 лет: • Различает и называет, самостоятельно группирует геометрические фигуры различной конфигурации (многоугольники, четырехугольники); • Знаком с цифрами от 5 до 10, соотносит цифры с количественным эталоном, самостоятельно выделяет состав числа разными способами в пределах 5-ти; • Имеет представление о понятиях «задача», «пример», «число», « цифра», «наименьший», «наибольший»; может применить знания на практике; • Владеет навыками кодирования, декодирования сенсорных признаков; • Умеет планировать действия при выполнении 4-хэтапного игрового задания; • Владеет навыком выполнения игровых заданий в подгруппе из 4-5 человек. • владеет понятиями: предложение, слово, слог, звук • может дать характеристику звуку (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, глухой – звонкий) • выполняет слоговой синтез слов • выполняет анализ предложений на слова, выкладывает схему предложения • записывает знакомые буквы, слоги, односложные слова • читает слоги, короткие слова с йотированными гласными • увеличение объёма внимания, памяти • отмечается положительная динамика в развитии графо-моторных навыков, мелкой моторики Предполагаемые результаты освоения Программы Ребенок 6-7 лет: • Знаком с цифрами второго десятка, соотносит цифры с количественным эталоном, самостоятельно выделяет состав числа разными способами; • Составляет и решает задачи в пределах двух десятков; • Владеет понятиями «задача», «пример», «число», «цифра», «знаки» (+, -, =,<, >), «диагональ», «периметр», «сектор», «дуга». • Умеет планировать действия при выполнении поэтапного игрового задания; • Владеет навыками зрительно-моторной координации при выполнении игровых заданий в паре; • Владеет навыком выполнения игровых заданий в подгруппе из 7 человек и более. • освоил понятия гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие • владеет понятием твёрдый и мягкий знак • владеет звукобуквенным анализом и синтезом слов • самостоятельно составляет предложения, владеет анализом предложений с предлогами и без, владеет понятием - знаки препинания • владеет разными способами разгадывания (решения ребусов) • читает предложения, короткие тексты, понимает смысл прочитанного • увеличение объёма внимания, памяти • отмечается положительная динамика в развитии графо-моторных навыков, мелкой моторики. 5 Образовательный процесс регламентируется учебным планом и календарным учебным графиком. Учебный план освоения Программы Обучающиеся 5-6 лет Формирование математических представлений Количество часов Формы Всего Теория Практика контроля Результаты 3 3 педагогических наблюдений № п/п 1 Название разделов: 2 Число и цифра 5 5 3 Состав числа 5 5 4 Математические знаки 2 2 5 Решение простых примеров 4 4 6 Формирование конструктивных навыков, пространственных представлений Общая моторика 3 3 3 3 8 Развитие логических способностей 4 4 9 Формирование произвольности, самоконтроль итого 3 3 7 Формирование элементарных математических представлений (математические понятия) 32 0 Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений 32 Обучение чтению, развитие речи № Название разделов 1 Словообразование, словоизменение 2 Деление слов на слоги .Игры и упражнения на развитие Количество часов Всего теория практика 1 0 1 1 0 1 Формы контроля Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических 6 3 4 5 6 слоговой структуры Игры и упражнения на развитие фонематических представлений навыков звукового анализа и синтеза. Знакомство с буквами, с их условным обозначением, определение места звука в словах. Понятие «гласный». Понятие «согласный». Цветовое обозначение Понятие звук и буква. «А», «О», «У», «Э», «Ы», «И» 1 0 1 1 0 1 Результаты педагогических наблюдений 3 0 3 2 0 2 Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений 7 Понятие звук и буква. «С», «К», «М», «П», «Х», «Л» 3 0 3 8 Понятие звук и буква. «Н», «Д», «Т», «Б», «В» 3 0 3 9 Понятие звук и буква «Й» 1 0 1 10 Чтение слогов, слов с пройденными буквами 3 0 3 11 Понятие «твёрдый» и «мягкий» согласный звук. Цветовое обозначение Понятие «звонкий» и «глухой» согласный звуки. 1 0 1 2 0 2 Написание печатных букв, слогов, коротких слов используя образец Понятие буква «Я», «Е», «Ё», «Ю» и звуки её обозначающие Чтение слогов, слов с йотированными гласными 1 0 1 4 0 4 2 0 2 16 Знакомство с предлогами В, ИЗ , ПОД 1 0 1 17 14 Знакомство с предлогами НА, У, ЗА 1 0 1 18 Вычленение предлога на фоне предложения 1 0 1 Итого 32 0 32 12 13 14 15 наблюдений Результаты педагогических наблюдений 7 Учебный план освоения Программы Обучающиеся 6-7 лет Формирование математических представлений № п/п 1 Название разделов: Всего Количество часов Формы Теория Практика контроля 2 Результаты 0 педагогических наблюдений 5 Результаты 0 педагогических наблюдений Результаты 5 0 педагогических наблюдений Результаты 2 0 педагогических наблюдений 2 2 Формирование математических представлений Число и цифра 3 Состав числа 5 4 Формирование конструктивных навыков, пространственных представлений Решение примеров 2 4 0 4 Результаты педагогических наблюдений 6 Составление и решение простых задач 4 0 4 7 Общая моторика 3 0 3 8 Развитие логических способностей 3 0 3 9 Развитие эмоционально – волевой регуляции 3 0 3 10 Знакомство с понятием «тетрадь» (линейка, клетка) итого Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений 5 5 1 32 0 1 0 32 Обучение чтению, развитие речи № Название разделов 1 Звуки и буквы Представление о смысловой функции звука, буквы. Звукобуквенный анализ и синтез слов Понятие звук и буква всего 1 3 Количество часов теория практика 0 1 0 3 Формы контроля Результаты педагогических наблюдений Результаты 8 «Ж», «З», «Ц», «Г», «Р» Понятие звук и буква «Ч», «Ш», «Щ», «Ф» 3 0 3 Чтение слогов, слов с пройденными буквами 2 0 2 3 Понятие «мягкий знак» 1 0 1 4 Понятие «разделительный мягкий знак» 1 0 1 5 Понятие «твёрдый знак» 1 0 1 6 Слоговые схемы слов. 2 0 2 7 Чтение слов сложной слоговой структуры 1 0 1 8 Предложения. Схема предложения. 2 0 2 9 Анализ и синтез предложений 2 0 2 10 . Чтение предложений 2 0 2 11 Знакомство со знаками препинания «!», «?» 2 0 2 12 . Чтение предложений с вопросительной и восклицательной интонацией Ударение. 1 0 1 2 0 2 Упражнение в записи слов печатными буквами, в фонетическом разборе заданного слова. Упражнение в разгадывании кроссвордов, ребусов 2 0 2 1 0 1 13 14 15 педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений Результаты педагогических наблюдений 9 16 • • • Упражнение в самостоятельном чтении текста. Деление на предложения. 3 0 3 Итого 32 0 32 Результаты педагогических наблюдений Структура занятий носит интегрированный подход к организации образовательной деятельности и включает в себя несколько разделов: формирование математических представлений развитие речи обучение чтению Педагог проводит 4 интегрированных занятия в месяц и 32 интегрированных занятий в год. Также в программу включены задания на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, логики, воображения и подготовки руки к письму. Работа с родителями: №п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 Название консультации «Что такое психологическая готовность к школе» (буклет). «Как помочь ребенку подготовиться к школе» (памятка). «Как развивать любознательность ребенка» (памятка). «Общайтесь с детьми- это улучшает взаимопонимание» (памятка). Индивидуальные консультации. Мастер-классы Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе». «Скоро в школу» (буклет). «Готовим руку к письму, развиваем моторику» (памятка). Открытые занятия Месяц открытых дверей «В мире наших детей» Календарный учебный график. Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения по программе Всего учебных недель Количество учебных дней Количество учебных часов 32 32 32 Режим занятий Программа рассчитана на детей с 5 до 7 лет и предполагает срок обучения – 2 года. В основе расчета количества учебных часов в неделю единицей учебного времени 10 является занятие. Продолжительность учебного года: Начало учебных занятий – 01 октября, конец занятий-29 мая. Режим проведения занятий в период нерабочих праздничных дней: В связи с нерабочими праздничными днями занятия переносятся и проводятся в соответствии с календарно-тематическими планами. Регламент образовательного процесса: Продолжительность учебной недели: 5 дней. Нерабочие праздничные дни: в соответствии с Постановлениями Правительства РФ. Используемая форма реализации программы: очная, в форме занятий. Объем освоения Программы (в полном объеме их последовательность и т.д.) для каждого обучающегося определяется индивидуально, исходя из предпочтений, склонностей и способностей, согласно его выбору. Изучение материала учебного плана может осуществляться в форме групповых занятий. Содержательными формами проведения занятий могут быть: занятие – развлечение, занятие – диалог, занятие – игра, викторина, презентация, импровизация, консультация, мастер – класс, творческая встреча и другие. Программа включает в себя 32 занятий (в год) из расчёта 4 занятия в месяц. Продолжительность занятия определяется возрастом обучающихся 25 минут для детей 5 – 6 лет; 30 минут для детей 6 – 7 лет. Занятия проводятся по подгруппам (10 -14 человек). При подаче материала учитываются индивидуальные особенности детей, зона их ближайшего развития. Последовательность изучения материала осуществляется по принципу от простого к сложному. Материал программы доступен для овладения детьми данной возрастной категории. В целях недопущения перегрузок и сохранения здоровья детей между занятиями вводятся обязательные перерывы продолжительностью не менее 10 мин. Оценка качества реализации дополнительной общеразвивающей программы в форме аттестации учащихся не производится. Диагностика результативности освоения программного содержания отслеживается педагогами в течение всего года непосредственно в ходе учебного процесса (занятий), а также проводится в форме открытых занятий. Учебные планы имеют необходимое методическое и материально-техническое обеспечение. Профессионально-педагогический опыт педагогов дополнительного образования и информационно-методическое обеспечение позволяют качественно осуществлять результативный образовательный процесс в течение всего учебного года. Материально-техническое обеспечение по реализации Программы включает в себя печатные пособия, информационно-коммуникативные средства обучения, технические средства обучения, учебно-практическое оборудование. Печатные пособия: 11 • учебно-методические комплекты (учебные пособия, методические пособия для педагога, картотеки развивающих игр, графомоторные листы для обучающихся); • демонстрационные комплекты; • пособия для развития логического мышления; • пособия для развития основных психических процессов; • наглядные пособия и наглядно-дидактические материалы, дидактические игры и др. • Информационно-коммуникативные средства обучения: • информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.; • аудиозаписи и видеозаписи; • демонстрационные материалы; • электронная картотека стимульных материалов. Технические средства обучения: • ноутбук; • мультимедийный проектор; • принтер; • интерактивная доска (6 одномоментных касаний) • интерактивный стол. Учебно-практическое оборудование: • демонстрационный мольберт с магнитной/ меловой доской; • игровое оборудование, обеспечивающее реализацию программного содержания. Подробный перечень оборудования представлен в Приложении № 1 Формы подведения итогов и способы проверки результативности Контрольные занятия. Результаты педагогических наблюдений. Диагностика результативности освоения программного содержания дополнительной общеразвивающей программы в форме аттестации учащихся не проводится. Педагогическая диагностика результатов освоения Программы осуществляется педагогом дополнительного образования в начале и конце учебного года и оформляется в виде диагностической карты. Диагностика результативности отслеживается педагогом в течение всего года непосредственно в ходе образовательного процесса и отражается в рабочих планах (Приложении к рабочей программе педагога дополнительного образования) с целью индивидуализации образовательного процесса, учета склонностей, способностей и предпочтений воспитанников, а также проводится в форме контрольных занятий (не менее 3 раз за учебный год), открытых занятий, показательных выступлений. 12 Приложение № 1 Методическое обеспечение Программы Развитие речи и обучение чтению. 1. Набор кукол би-ба-бо 2. Набор простых звуковых схем. 3. Комплект символических изображений звуков. (гласный, твёрдый и мягкий согласный). На каждого ребёнка. 4. Набор графических схем предложений. 5. Магнитная азбука (на каждого ребенка) 6. Букварь. Жукова Н.С. 7. Слоговые таблицы . ( ГС; СГ,ГСГ, СГС ) 8. Набор карточек для чтения (односложные, двусложные слова, сложной слоговой структурой) 9. Набор разрезных картинок разной сложности. 10. Пособие Отяпиной И.Р. «Расскажи мне малыш» 11. Наглядное пособие «Буквы и звуки» 12. Д/И « Цветное слово» 13. Д/И «Слог за слогом» 14. Д/И «Звуковые домишки» 15. Д/И «От буквы к слову» 16. Д/И «Составь предложение» 17. 11. Материал для развития мелкой моторики и графо-моторных навыков: - геометрические фигуры - счётные палочки - шнуровка - д/и «Волшебная ниточка» - д/и «Живая буква» - д/и «Пазл - буквы» д/и «Лабиринт» - разрезные буквы, картинки – трафареты, обводки - рабочие листы «От точки к точке» рабочие листы «Допиши словечко» 12. Картотеки: - игры на развитие фонематического слуха - игры на развитие лексико-грамматического строя речи - игры на развитие слухового внимания и памяти - игры на развитие зрительного внимания и памяти - пальчиковые игры - физкультурные минутки, динамические паузы - картотека чистоговорок, стихотворных форм - электронная картотека букв - картотека предметных картинок на каждый звук - картотека ребусов - картотека кроссвордов 13. ИКТ. Мимио-проекты и презентации на тему: 13 «Предложение», «Слово за словом», Звук и буква, Предлоги «В и ИЗ», «Подбери словечко» Чтение слов с йотированными гласными, Звуковой синтез, «Чудо-загадки», «Путаница», Разделительный мягкий знак, Твёрдый знак в словах, Составь предложение, Составь рассказ, «В стране ЧИТАЛИИ»(повторение пройденного материала). Формирование математических представлений 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Раздаточный материал Всё для счёта Пано «Цифры и счет» Блоки Дьенеша Сложи узор Мозаика (15 мм) Пирамидка д/ и Ассоциации 8. д/и Часть и целое 9. д/и Логика 10. д/и Формы 11. д/и Развитие внимания 12. д/и Цвет 13. д/и Сколько не хватает 14. д/и Признаки 15. д/и Свойства 16. д/и Цифры 17. д/и Фигуры 18. Решаем примеры 19. Волнистые кубики 20. Строитель «Гигант» 21. Магнитный куб 22. Трехмерная мозаика 23. «Разноцветные постройки 24. Д\материал «Геометрик» 25. И/М «Морской бой» 26. Д/ материал «Логика и счёт» 14 27. Игра «Тени» 28. Математический экран 29. Кубики «Забавный поворот» 30. Кубики «Диагональ» 31. Кубики «Цветные льдинки» (кристалл – радуга) 32. Кубики «Лес» 33. Рамка деревянная (найди пару, геометрические фигуры) 34. Шероховатые цифры 35. Пальчиковая гимнастика Список литературы 1. «Психологическая подготовка детей к школе» В.Л. Шарохина; 2. «Психологическая подготовка детей к школе» В.Л. Шарохина; 3. Наглядное пособие «Графические диктанты» Г.А. Сыропятова; 4. «Работа с родителями, практические рекомендации» Е.В. Шитова; 5. «Обучение грамоте» Р.М. Хамидулина; 6. «Развитие речи детей 5-7 лет» О.С. Ушакова, Е.М. Струнина; 7. «Занятия по развитию речи в детском саду» О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина; 8. Венгер Л.А. «Игры и упражнения по развитию умственных способносей у детей дошкольного возраста» 9. Смоленцева А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. 10. Михайлова З.А. Математика от трёх до семи 11. Носова В.А. Логика и математика для дошкольников 12. Гоголева В.Г. Логическая азбука для детей 4 – 6 лет 13. «Играем, читаем, пишем.» Астафьева Е.О. 14. «Чтобы чисто говорить надо…» (развитие общеречевых навыков). Борисенко М.Г., Лукина Н.А 15. «Учимся слушать и слышать» Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. 16. «По дороге к азбуке» Кислова Т.Р. 17. «Развитие звуко – буквенного анализа» Колесникова Е.В. 18. «Разноцветные сказки» Нищева Н.В. 19. «Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению.» Шумаева Д.Г 20. «Большая книга для подготовки к школе» О.В. Узорова, Е.А. Нефедова 21. «Раз-ступенька, два-ступенька» Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина 15