Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Комплексные развивающие занятия для детей раннеого возраста

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 54
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

Решением

Заведующий

Педагогического совета

ГБДОУ детский сад №54

ГБДОУ детский сад №54

_______________

Протокол № 1от 31.08. 2023

Е.В.Штоколова.

приказ № 86-о от 01.09.2023

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет»
(Социально-педагогической направленности)
Возраст обучающихся:1,5 до 3 лет
Срок реализации 1 год.

Разработчик – Иноземцева Е.Е.
Педагог дополнительного образования.

Санкт-Петербург
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы развивающих занятий – социальнопедагогическая
Актуальность программы обусловлена тем, что сегодня во всем мире
внимание психологов и педагогов привлечено к проблеме развития детей
раннего возраста. Этот интерес не случайный, так как первые годы жизни
ребенка

являются

периодом

наиболее

интенсивного

психического,

физического развития. Особое значение этого возраста определяется тем, что
он непосредственно связан с важными, базовыми приобретениями ребенка:
прямохождением и предметной деятельностью, а самое главное – речевым
общением. Именно способность понимать и активно пользоваться языком в
общении влияет на поведенческое, интеллектуальное и личностное общение.
На втором году жизни у детей формируется предметная деятельность.
Ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами. Тогда же у него
появляется предметные ситуативные игры-подражания.
От того как будет протекать этот период будет зависеть будущее ребенка.
Отличительными особенностями программы является то, что программа
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и
задач процесса образования детей раннего возраста, где формируются такие
знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к
развитию детей.
Программа

соответствует

критериям

полноты,

необходимости

и

достаточности, т.е. позволяет решать поставленные цели и задачи на
необходимом и достаточном материале. Программа подчинена принципу
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями детей. Принцип интеграции предполагает
взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, он
является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания
процесса воспитания и обучения, его форм и методов. Программа

основывается

на

образовательного

комплексно-тематическом
процесса.

Главная

задача

принципе

построения

построения

такого

образовательного процесса – сделать жизнь детей интересной, связать ее с
окружающей действительностью. Программа учитывает специфику детского
общества, учитывает индивидуальность каждого ребенка.
Адресат программы: дети раннего возраста от 1,5 до 3х лет
Цель: Ведущей целью является создание благоприятных условий для
содействия гармоничному развитию личности ребёнка, развивать умственные
способности детей, эмоциональную и коммуникативную сферы.
Задачи:
1) Обучающие
- Формировать психические познавательные процессы (память, внимание,
восприятие, воображение, мышление)
- Развивать самостоятельность и инициативность
- Создавать эмоционально-положительное настроение на занятиях
-Развивать у детей интерес к занятиям продуктивной деятельностью
-Развивать сенсорное восприятие
-Развивать активную и пассивную речь детей, обогащать словарный запас
- Развивать мелку моторику пальцев рук и основные движения детей
2) Воспитательные
- Создавать эмоционально-положительное настроение на занятиях
- Способствовать успешной адаптации детей в группе на занятиях
- Способствовать установлению положительных контактов между педагогом,
родителями и детьми
- Создавать эмоционально-положительное настроение на занятиях
-Воспитание разносторонней творческой личности
Условия реализации программы:
Условия набора: принимаются все желающие по заявлению родителя
Наполняемость группы: не менее 15 человек
Режим занятий: 2 раза в неделю по 30 минут

Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения
Продолжительность обучения: 34 недели
Форма обучения: групповые занятия
Материально-техническое обеспечение:
Наличие кабинета
Музыкальная аппаратура
1)Краски, фломастеры, пластилин, клей, кисточки
2)Ватные палочки, губки, тряпочки, пипетки
3)Досочки для рисования и лепки, стаканчики для воды
4)Бумага белая, цветная, картон белый, цветной
5)Сюжетные картинки
6)Парные предметы картинки
7)Разрезные картинки
8)Картинки, обозначающие цвет
9)Картинки с цифрами и буквами
10)Кубики разного размера
11)Конструктор
12)Деревянные сказки
13)Волшебный мешочек
14)Пластиковые кораблики
15)Муляжи овощей и фруктов
16)Игрушки зверей и птиц, насекомых
17)Сенсорные коробочки, песочница с крупой, контейнер с водой
18)Мячики для самомассажа
19)Мяч
20)Разноцветные шарики и флажки
21)Канат
22)Скакалка

23)Рамки-вкладыши
24)Детская посуда, ложки, мисочки
25)Султанчики и игры для дыхательной гимнастики
26)Природный материал
Особенности организации образовательного процесса:
В программе предложены комплексные развивающие занятия для детей
от 1,5 до 3 лет. Занятия проводятся с детьми, посещающими дошкольное
образовательное учреждение. Занятия могут проводиться в группах
численностью до 8 человек на базе детского сада в утреннее и вечернее время,
с выходом детей в спортзал. В спортивном зале проводятся активные игры и
подвижные занятия. Длительность занятия 30-45 минут. Каждое занятие
включает в себя несколько блоков: развитие речи, аппликацию, лепку,
рисование, игры на сенсомоторное развитие.
Но не все блоки присутствуют на каждом занятии, они чередуются и
соединяются по-разному, но на каждом занятии присутствует продуктивная
деятельность, что положительно сказывается на ходе занятия.
Занятия подбираются с учетом возраста детей, их возможности и интересов.
Необходимо чутко реагировать на отношение детей, усиливать их ответные
реакции, а также сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его
проведения – отдельные части занятия можно сократить или расширить, чтото усложнить или внести новый, незапланированный ранее элемент.
Планируемые результаты:
Личностные
-Приобретение позитивного опыта работы в группе
-Повышение инициативы и познавательной активности детей
-Повышение уровня культурного общения и поведения
Метапредметные
-Развитие внимания, памяти, мышления
-Развитие сенсорного восприятия
-Развитие мелкой моторики

-Развитие речи, активного и пассивного словарей
-Развитие музыкального слуха детей
-Развитие кругозора в области естественнонаучных представлений
-Развитие интереса к продуктивной деятельности, к чтению
Предметные
-Научатся собирать пазлы из 4х и 6ти частей
-Научатся различать основные цвета
-Научатся различать буквы и цифры
-Обучатся элементарному счету
-Научатся двигаться под музыку и слушать музыкальные произведения
-Овладеет основными движениями в различном темпе
-Освоит простые действия с инструментами
-Овладеет приемами лепки и рисования
Способы определения результативности:
-Текущий контроль и мониторинг
-Итоговое занятие - осуществляется в мае
Участие в выставках, творческие задания
Формы фиксации результатов: сводные таблицы
Формы подведения итогов образовательной программы: открытое занятие

Учебный план
№

Тема

Количество часов
Теория Практика Всего

Формы
контроля

1

Вводное занятие

0

1

1

2

Развивающие
занятия

0

32

32

Творческие
задания,
выставки

3

Итоговое занятие

0

1

1

Открытое
занятие

Всего 36

Календарный учебный график:
Дата
начала
Год
обучения
обучения
по
программе
1 год

18.09.2023

Дата
окончания
обучения п
программе
31.05.2024

Всего
Количество
учебных
учебных
недель
часов
34
недели

36 часов

Режим занятий

2 раза в неделю

Рабочая
программа
1 год обучения
Цель программы: создание условий для всестороннего гармоничного развития личности
ребенка, развивать умственные способности детей, эмоциональную и коммуникативную
сферы. Программа способствует развитию познавательной активности и формированию
устойчивого интереса к исследовательской деятельности.
Возраст обучающихся: от 1,5 до 3х лет
Задачи программы:
1) Обучающие
- Формировать психические познавательные процессы (память, внимание, восприятие,
воображение, мышление)
- Развивать самостоятельность и инициативность
- Создавать эмоционально-положительное настроение на занятиях
-Развивать у детей интерес к занятиям продуктивной деятельностью
-Развивать сенсорное восприятие
-Развивать активную и пассивную речь детей, обогащать словарный запас
- Развивать мелку моторику пальцев рук и основные движения детей
2) Воспитательные
-Воспитать такие качества личности как доброта, отзывчивость
- Создавать эмоционально-положительное настроение на занятиях
- Способствовать успешной адаптации детей в группе на занятиях
- Способствовать установлению положительных контактов между педагогом, родителями
и детьми
- Создавать эмоционально-положительное настроение на занятиях
-Воспитание разносторонней творческой личности
Ожидаемые результаты обучения:
В конце первого года обучения, обучающие:
-Приобретут позитивный опыт работы в группе
-Научатся собирать пазлы из 4х и 6ти частей
-Научатся различать основные цвета
-Научатся различать буквы и цифры

-Обучатся элементарному счету
-Научатся двигаться под музыку и слушать музыкальные произведения
-Овладеют основными движениями в различном темпе
-Освоят простые действия с инструментами
-Овладеют приемами лепки и рисования
-Научатся элементарным опытам и экспериментированию
Содержание программы:
Тема

Теория

Практика

1) Вводное
занятие

Познакомить детей с
признаками осени, с
правилами поведения в
кабинете

Познакомить с понятиями
один-много, путем сбора
листьев и работы с
природным материалом;
познакомить с назначением
кисточки. Развивать речь
детей, мелкую и крупную
моторику

2) Комплексные
развивающие
занятия

Знакомить
детей
с
признаками и явления
живой и неживой природы,
со сказками, знакомить с
основными
цветами,
развивать
правильное
физиологическое дыхание,
пополнять активный и
пассивный запас новыми
словами,
знакомить
с
кисточками и красками,
пластилином,
приемами
рисования
и
лепки,
знакомить с подвижными
играми, развивать мелкую
и крупную моторику с
помощью
сыпучих
материалов
и
дидактических
игр,
обогащать сенсорный опыт,
знакомить
с
элементарными формами и
видами
экспериментирования
с
водой,
сыпучими
и
природными материалами,

-подвижные игры
-выполнение движений под
музыку
-дидактические игры, игры –
мозаики, игры с сыпучими
материалами,
конструирование
-рисование различными
приемами, лепка, аппликация
-элементарное
экспериментирование
-рассказывание,
прослушивание сказок,
театрализация
-элементарный счет

знакомить с простыми
музыкальными
произведениями
и
движениями в соответствии
со словами
Показ открытого занятия

3) Итоговое
занятие

Календарно-тематический план для первого года обучения
месяц

недел

№зан

название

я

ятия

занятия

2-4

1-4

сентябрь
октябрь

1

2

Вводное
занятие

5

Осенние
листья

6

Яблонька

7

Желтый
цвет

8

Курочка
Ряба

цель занятия
Способствовать успешной адаптации детей
на занятиях, создавать радостное настроение.
Познакомить детей с признаками осени, с
понятиями один-много, путем сбора листьев
и работы с природным материалом;
познакомить с назначением кисточки.
Развивать речь детей, мелкую и крупную
моторику.
Продолжать знакомство с кисточкой,
познакомить с основными правилами работы
с пластилином; развитие речи, внимания,
мелкой моторики; познакомить с деревом яблоня, знакомиться с подвижными играми.
Освоение игрового оборудования.
Уметь находить и показывать желтый цвет,
развивать пространственные представления,
координацию движений, воспитывать
правильное физиологическое дыхание,
используя султанчики; умение пользоваться
кисточкой, красками, пластилином; уметь
сортировать предметы по принципу такой-не
такой; развитие основных движений с
помощью динамических пауз;
Познакомить с новой сказкой, закреплять
знание желтого цвета, развивать речь,
проговаривая и договаривая слова; основные
движения во время динамических пауз и
подвижной игры «Курочка-хохлатка»,
мелкую моторику с помощью пальчиковой
гимнастики;

3

9

Осеннее
дерево

10

Туча и
дождь

4

ноябрь

1

11

Фрукты

12

Фрукты
для
подружки
Маняши

13

Курочка
Ряба

14

Овощи

Напомнить об основных признаках осени,
развитие основных движений во время
динамических пауз и подвижной игры,
развитие игровой деятельности, речи, мелкой
моторики, продолжать учить работать с
пластилином(отщипывать маленький кусочек
от большого и приклеивать его в нужное
место); с красками и кисточками.
самомассаж частей тела с помощью
массажных мячей.
Продолжать знакомство с кисточкой,
развитие речи во время проговаривания
потешки и пальчиковой гимнастики;
внимания, мелкой моторики при рисовании
пальчиками на бумаге; продолжать
знакомить с признаками осени, знакомиться
с новыми подвижными играми, расширять
знания детей об окружающем мире;
знакомство с погремушкой и танцы с ней под
музыку.
Дать представления о фруктах, учить
различать их на ощупь, развивать зрительное
внимание, мелкую моторику, учить лепить
из пластилина шар. Развивать основные
движения с помощью подвижной игры и
динамической паузы; развитие речи детей
посредством проговаривания и
договаривания стихотворения. Учить
собирать разрезные картинки.
Учить узнавать и отличать желтый цвет,
побуждать детей повторять отдельные слова,
развивать коммуникабельность, дружеские
отношения друг к другу; развивать глазомер,
речь, мелкую моторику с помощью игр с
крупой; пополнять пассивный словарь, учить
собирать мозаику; самостоятельно
проговаривать слова знакомой потешки.
Напомнить знакомую сказку, развитие
мелкой и крупной моторики, прививать
положительное отношение к рисованию,
развитие речи детей и умения договаривать
слова, продолжать учить пользоваться
кисточкой, раскрашивать шаблон курочки
красками; учиться конструировать заборчик
из деревянного конструктора; развитие
плясовых движений под музыку Железовых.
Познакомить с различными овощами, учить
отличать их от фруктов путём сортировки;
обогащать словарь новыми словами по теме;
развивать зрительную память с помощью
игры «Чего не стало», внимание, учить
рассматривать сюжетную картинку,

2

3

15

Фруктовый
сад

16

Красный и
желтый
цвета

17

Помидор

18

Репка

19

Огород

развивать мелкую моторику путем игр в
песочнице, учить новым подвижным играм и
умению работать с оборудованием в
физкультурном зале: дорожка, скамейка.
самомассаж частей тела с помощью
массажных мячей.
Продолжать формирование представления
Один-Много с помощью игр на магнитной
доске; учить ситуативной игре;
грамматическую правильность речи,
развивать внимание, мышление, основные
движения во время динамической паузы и
подвижной игры; мелкую моторику, умение
использовать губку и ватные палочки для
рисования; знакомство с новыми
музыкальными произведениями
Закрепить знание красного и желтого цветов,
знакомство с новыми подвижными играми,
развитие памяти, мелкой моторики во время
игр с водой и песком; основных движений с
помощью физминуток и динамических пауз;
умения нанизывать предметы на нитку;
мелкой моторики с помощью пальчиковых
игр; учить штамповать на бумаге
изображение с помощью штампиков.
Учить закрашивать шаблон круговыми
движениями, отличать красный цвет от
остальных, развивать мелкую моторику
пальцев рук, вызвать удовлетворение от
собственной работы; формировать умение
работать на фланелеграфе; развитие
плясовых движений с помощью танцев с
колокольчиками, знакомство с
особенностями игры в колокольчик;
наклеивать изображение на шаблон с
помощью клея.
Познакомить с новой сказкой, развивать речь
с помощью договаривания слов; развитие
внимание, основных движений, развивать
память, способствовать самостоятельной
театрализации, учить собирать разрезные
картинки, работать с крупами.
самомассаж частей тела с помощью
массажных мячей.
Дать детям представление о том, как
выглядят грядки для овощей, что на них
растет, как его выращивают с помощью
настольной песочницы; развитие моторики,
основных движений, повторение знакомых
игр;
развитие плясовых движений, учить
подпевать слова песне, играть на

4

20

День
рождения
Маняши

21

Домашние
животные

декабрь

1

2

22

Неваляшка

23

Домашние
животные.
Кошка.

24

Домашние
животные.
Собака.

25

Домашние
животные.
Лошадка,
поросёнок,
овца,
корова

муз.инструментах (колокольчик,
погремушки)
Отмечаем день рождения и делаем подарки
для куклы; развиваем коммуникативные
навыки, основные движения, создать
радость от приятного дела, продолжить
формировать умение работать с
пластилином, развитие мелкой моторики,
обучить хороводным играм.
Дать детям представление о домашних
животных, развивать речь детей с помощью
звукоподражания, продолжать знакомить с
основными цветами, научить разворачивать
свёртки, перекладывать крупу, пользоваться
ложкой, продолжать учить пользоваться
клеем, делать аппликацию.
самомассаж частей тела с помощью
массажных мячей.
Познакомить с новой интересной куклойневаляшкой, развивать зрительное
внимание, мышление, мелкую моторику,
продолжать учить новым танцам и
подвижным играм, учить пользоваться клеем
и собирать детали аппликации; продолжать
учить делать постройки из деревянного
конструктора: забор, скамеечка;
Развитие основных движений, развитие
умения подражания ходьбе животных.
Продолжить знакомить детей с домашними
животными, развивать речь путем
звукоподражания, основные движения,
разучить новые стишки, играть с макетом
ферма; учить делать аппликацию из ваты;
знакомство с новыми динамическими играми
и пальчиковой гимнастикой; пользоваться
фломастером, продолжать учить
пользоваться ложкой; играть с аквагрунтом.
Учить регулировать силу голоса, выдыхать
воздух через нос, закреплять знания, умения
и навыки, полученные ранее. Умение
пользоваться пластилином, скатывать
колбаски, примазывать их к шаблону, клеить
детали аппликации;
Развитие плясовых движений во время
изучения новых танцев; самомассаж частей
тела с помощью массажных мячей.
Закреплять знакомство детей с бумагой и
кисточкой, продолжать учить размазывать
пластилин, активизировать умения речевого
подражания, знакомить детей с новыми
упражнениями и пальчиковой гимнастикой;

3

4

январь

3

26

Зима

27

Лесные
животные

28

Ёлка

29

На лесной
полянке

30

Новый год

31

Снеговик

32

Теремок

умения делать аппликацию из различных
частей, аккуратно пересыпать крупу ложкой,
Познакомить с новой подвижной игрой.
Формировать у детей знания об изменениях в
природе в зимний период времени,
наблюдать погоду в окно развивать общую и
мелкую моторику, развивать слуховое
внимание, речь. Умение пользоваться клеем,
приклеивать кусочки ваты на шаблон,
красками.
Учить рассматривать контур изображения и
закрашивать его, учить отрывать кусочки
ваты от целого куска, активизировать умения
речевого подражания; развитие мелкой
моторики через игры с крупой (пересыпание
и поиск предмета в крупе), продолжать
играть в подвижные и пальчиковые игры.
Знакомить с музыкальным инструментом
«Бубен».
Продолжать развивать умение рисовать
ватными палочками, различать и называть
форму, цвет, дать представления о признаках
зимы, создавать радостное настроение от
предвкушения праздника; разучить новую
хороводную игру и песенку; развивать
сенсорное восприятие с помощью различных
запахов.
Продолжать знакомить с названиями
основных цветов, формировать восприятие
пространственных отношений, формировать
понятия один-много с помощью работы на
фланелеграфе и сортировке предметов; учить
собирать пирамидку;
Развивать умение различать форму предмета,
способствовать развитию слухового
восприятия, формировать умение выполнять
действия с предметами, продолжать клеить
предметы на шаблон; создать радостное
настроение и ощущение праздника; играть в
хороводные игры; подпевать знакомой
песенке; делать самомассаж с помощью
массажных мячей.
Продолжать учить работать с бумагой и
кистью, делать аппликацию из ватных
шариков во время творческой деятельности,
развивать общую и мелкую моторику с
помощью подвижной игры, пальчиковой
игры, пособий-шнуровок и динамических
пауз; развивать игровую деятельность во
время проведения ситуативной игры.
Напомнить знакомую сказку, расширять и
активизировать словарный запас, развивать

4

февраль

1

33

Цвета
(красный
цвет)

34

Игрушки

35

Сугробы

36

Дом для
куклы

37

Петушок

слуховое внимание, с помощью различных
музыкальных инструментов;
развивать основные движения во время
подвижных игр в зале, мелкую моторику;
продолжать развивать умение делать прямые
линии фломастером на бумаге;
Учить детей основам театрализации, умению
говорить за персонажа;
играть в дидактическую игру «Где чей
домик?»
Вспомнить и закрепить названия основных
цветов, развивать основные движения,
учиться сортировать предметы по цветам;
Развивать мелкую моторику пальцев рук во
время проведения пальчиковых игр,
повторить знакомые стихотворения;
Разучить новую подвижную игру
Формировать умения ставить кубик на кубик,
напомнить основные формы предметов,
закреплять представление о цвете, величине,
создать радостное настроении от игры с
игрушками и аквагрунтом;
Продолжать закреплять умение аккуратно
пользоваться ложкой, пересыпать крупу в
тарелки;
Разучить новый танец с платочками.
Закрепить представление о времени года
Зима, развивать мелкую моторику пальцев
рук во время пальчиковых игр и рисования
кисточкой по бумаге, аппликации с манной
крупой; развивать основные движения во
время подвижных игр;
Продолжать учить соединять кубики в
дорожку;
Учить играть в дидактическую игру «Время
года»
Формировать умение ставить кубик на кубик,
напомнить основные формы предметов,
закреплять представление о цвете, величине,
создание радостного настроения от
ситуативных игр;
Учить делать длинный выдох во время
пускания мыльных пузырей;
Развивать основные движения во время
освоения снарядов физкультурного зала;
Учить делать аппликацию, соединяя детали
на бумаге.
Учить детей размазывать пластилин по
шаблону, развивать активную и пассивную
речь детей через звукоподражание и
договаривания;

2

38

39

3

40

41

4

42

43

44

Познакомить с петушком и его семьёй, с
новыми потешками.
Развивать основные движения во время
подвижных игр, учить ходить высоко
поднимая колени;
Развивать мелкую моторику во время
рисования ватными палочками.
Корм для
Продолжать развивать умение детей печатать
птичек
на листе красками всей ладошкой, повторить
основные цвета и особенно красный-желтый,
учить вдавливать предметы в пластилиновую
основу;
Развитие основных движений во время
подражания полёту птицы?
Грузовик
Познакомить детей с новым видом
транспорта, научить грузить кубики в
машину, возить их, развивать
коммуникативные качества;
Развитие плясовых движений под музыку;
Развитие мелкой моторики во время игр в
настольной песочнице.
Украсим
Формировать умение располагать узор и
платочек
приклеивать его к основе, совершенствовать
навык рисования пальцем, развивать мелкую
моторику, умение действовать с предметами;
Вспомнить знакомые стишки и потешки,
развивать речь во время их проговаривания.
Дорога для Научить детей приставлять кубики один к
автомобиля одному, развитие мышления, памяти,
внимания, плясовых движений.
Пуговица
Продолжать учить располагать узор на
для платья картоне, приклеивать его;
Развивать мелкую моторику пальцев рук во
время игр-шнуровок и сенсорных игр с
пуговицами;
Развивать координацию движений при
помощи ходьбы по скамеечке в зале;
Развивать память, коммуникативные навыки.
Зайке дети Развитие социальных качеств, эмпатии,
помогли,
заботливго отношение к живым объектам;
его к дому Продолжать учить играть в ситуативную
отвезли
игру «Обед»;
Учить проводить ровные и кривые линии
фломастером на бумаге;
Повторить подвижную игру «Зайка»;
Продолжать формировать умение наносить
узор ватными палочками.
Тарелки
Продолжать учить группировать одинаковые
предметы, сравнивая их по основному
признаку (форма), равитие сенсорного
восприятия основных движений.

Ф

1

45

46

2

47

48

3

49

50

Синий цвет Напомнить детям названия основных цветов,
умения различать их, развитие сенсорного
восприятия, мелкой моторики, плясовых
движений. Вспомнить знакомые потешки и
песенки;
Учить закрашивать изображение не выходя
за контуры.
Весна
Познакомить детей с основными признаками
весны, научить отличать различные сезоны,
учить рассматривать сюжетную картинку;
Развитие основных движений во время игры
с мячами, динамических пауз;
Самомассаж ладошек и ножек массажными
мячиками;
Развитие речи детей, активизация словаря;
Продолжать учить детей рисовать кисточкой
с помощью примакивания, катать колбаску
из теста.
Подарок
Познакомить детей с праздником весны,
маме
формировать умение рисовать круг, получить
позитивные эмоции от поздравления мам;
Учить детей новой хороводной игре;
Продолжать учить собирать разрезные
картинки.
Птицы в
Дать представления о городских птицах,
городе
научиться их различать;
Развитие сенсорного восприятия. Мелкой
моторики, основных движений.
Продолжать учить аккуратно играть с
крупами, искать в ней предметы,
разворачивать предметы;
Научить детей играть с картинками
вкладышами «Птицы».
Колобок
Познакомить детей с новой сказкой, научить
основам самостоятельной театрализации,
активизировать речь детей, сенсорное
восприятие;
Учить лепить из пластилина шар, делать
заплатки из бумаги на шаблоне;
Напомнить известные стихотворения и
песенки;
Развитие основных движений во время
подвижной игры «Зайка серенький».
Пирожки
Продолжать учить детей работать с тестом,
для
лепить их него шар, расплющивать его;
Маняши
Побуждать к активной речи, развивать
отзывчивость и доброту;
Развитие мышления, памяти, внимания во
время дидактической игры «Вкладыши» и
игр с аквагрунтом;
Развитие плясовых движений и знакомство с
новым музыкальным инструментом.

4

51

52

Апрель

1

53

54

2

55

56

3

57

58

4

59

В синемЗнакомство с новыми понятиями: море,
синем море рыбы, водоросли на примере пособия
«Аквариум»;
Развитие сенсорного восприятия во время
игр с водой и аквагрунтом, учить
вылавливать из воды предметы ситечком;
Продолжать учить собирать разрезные
картинки.
Развитие мелкой моторики, основных
движений во время игр с обручами.
Весенний
Развивать мелкую моторику пальцев рук с
лес
помощью пальчиковой гимнастики, учить
закрашивать изображение, учить
пользоваться сюжетными игрушками,
активизировать в речи предлоги, различать
основные цвета.
Салфетки
Учить располагать узор на листе бумаги и
рисовать его с помощью ватной палочки;
различать основные цвета во время
сортировки предметов по цвету; воспитывать
у детей чувство отзывчивости, желание
помочь. Выучить новые песенки.
Корм для
Напомнить об известном понятии – рыбки,
рыбок
научить детей раскатывать пластилин в
колбаску, играть с настольной песочницей
развивать основные движения, напомнить
новые песенки и хороводные игры.
Первые
Учить детей создавать изображение
ручейки
способом примакивания, совершенствовать
навык вдавливания, развивать чувство ритма,
умение отщипывать пластилин от куска,
создать радостное настроение от игр с водой.
Зелёный
Напомнить о различных цветах, развитие
цвет
сенсомоторных навыков, основных
движений, развитие речи, активизация
словаря.
Трава для
Напомнить знакомый зелёный цвет, развитие
зайчика
звукоподражаний, речи, желание детей
помочь, основных движений, бытовых
навыков, коммуникативных навыков.
Теремок
Напомнить знакомую сказку, учить
самостоятельной театрализации, развивать
мелкую моторику, уметь действовать с
предметами, развитие плясовых движений.
Запасы
Продолжать формирование представления
мышонка
Один-Много с помощью игр на магнитной
доске; учить ситуативной игре;
грамматическую правильность речи,
развивать внимание, мышление, основные
движения во время динамической паузы и
подвижной игры; мелкую моторику, умение
использовать губку и ватные палочки для

Май

1

2

3

4

60

Самолет

61

Повторени
е
Гусеница

62

63

Божьи
коровки

64

Колобок

65

Овощи и
фрукты.
Огород

66

Цветы и
бабочки

67

Скворец

68

Итоговое
занятие

рисования; знакомство с новыми
музыкальными произведениями
Учить формировать композицию из
отдельных частей, воспитывать доброе
отношение к игровым персонажам, развитие
основных движений.
Познакомить детей с новым видом
транспорта, учить звукоподражанию,
правильному произношению звука У,
правильному выдоху, развитие плясовых
движений.
Повторяем одно из занятий
Познакомить детей с насекомыми,
продолжать учить детей раскатывать
пластилин, делать простейшие аппликации.
Развитие мышления. Памяти, внимания,
сенсорного восприятия.
Знакомство с новыми красивыми
насекомыми, воспитывать в детях любовь к
животным, даже самым маленьким, развитие
основных движений.
Познакомить детей с новой сказкой, научить
самостоятельной театрализации,
активизировать словарный запас детей,
развитие мелкой моторики,
коммуникативных качеств, основных
движений.
Напомнить о знакомых овощах и фруктах,
огороде, развивать память, внимание,
бытовые навыки.
Учить регулировать силу голоса, выдыхать
воздух через нос, закреплять знания, умения
и навыки, полученные ранее. Умение
пользоваться пластилином, скатывать
колбаски, примазывать их к шаблону, клеить
детали аппликации;
Развитие плясовых движений во время
изучения новых танцев;
Приобщать детей к прекрасному, учить
любить природу;
Продолжать учить пользоваться кисточкой и
красками, делать аппликацию из готовых
деталей; Научить играть с песком и камнями.
Напомнить о знакомых птицах, развивать
звукоподражание, умения соотносить слова и
движения, развивать речь и внимание.

Оценочные и методические материалы:
Для выявления начального уровня развития детей и отслеживания результатов
образовательной деятельности по программе проводится мониторинг:
1. Диагностика сенсорного развития О.Л. Канонко;
2. Методика оценки сенсорного развития Т.В. Николаевой;
Диагностика сенсорного развития О.Л. Канонко, предполагает оценку сенсорного
развития детей раннего возраста по следующим критериям:
1.Цвет:
- не проявляет заинтересованности к цветам - 0 баллов;
- различает цвета на сенсомоторном уровне, использует названия неправильно - 1 балл;
- знает четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) - 2 балла;
- без помощи взрослого соотносит 9 цветов (цвета радуги + черный, белый) - 3 балла;
- имеет четкое представление о 9 цветах - 4 балла.
2.Форма:
- не имеет представление о форме - 0 баллов;
- различает круг и квадрат, с помощью воспитателя соотносит по форме - 1 балл;
- знает круг, квадрат, треугольник, идентифицирует контурные изображения - 2 балла;
- без помощи взрослого соотносит пять геометрических форм - 3 балла;
- имеет четкое представление о пяти геометрических формах и называет их - 4 балла.
3.Величина:
- не имеет представление о величине - 0 баллов;
- отличает большие и маленькие предметы - 1 балл;
- соотносит по размеру три величины - 2 балла;
- группирует однородные предметы по размеру - 3 балла;
- правильно использует слова: большой, маленький, больше, соотносит по двум-трем
признакам - 4 балла.
4.Ориентация в пространстве, во времени:
- ребенок дезадаптирован, не выполняет действия за воспитателем - 0 баллов;
- выполняет просьбу: «Подойди ко мне» - 1 балл;
- понимает слово «скоро», пользуется словами «высоко-низко» - 2 балла;

- хорошо ориентируется в знакомом помещении, выполняет правило: «Каждой вещи свое
место» - 3 балла;
- пользуется словами «далеко-близко», «наверху-внизу», «вчера, сегодня, завтра», знает их
назначение - 4 балла.
5. Запах, вкус:
- идентифицирует отношение к еде и запахам - 0 баллов;
- знает, что предметы имеют запах - 1 балл;
- имеет любимые блюда, узнает их по запаху и по вкусу - 2 балла;
- определяет качество еды: сладкий, горький, кислый, вкусный - 3 балла;
- идентифицирует продукты по характерным запахам, узнает по вкусу знакомую пищу - 4
балла.
6.Звуки:
- не проявляет заинтересованности к окружающим звукам - 0 баллов;
- берет активное участие в музыкальных занятиях, отличает звуки: громкие - тихие - 1 балл;
- подражает звукам животных, поет, отличает музыку громкую и тихую - 2 балла;
- различает, какой знакомый инструмент играет - 3 балла;
- реагирует на необычные звуки, обращает внимание воспитателя на них, отличает музыку
- 4 балла.
7. Тактильные возможности:
- не проявляет заинтересованности к свойствам предметов; пугается красок и глины - 0
баллов;
- проявляет заинтересованность к изобразительным материалам - 1 балл;
- различает слова и понятия: «холодный-теплый», «мягкий-твердый», «тяжелый-легкий» 2 балла;
- в повседневной жизни обращает внимание на свойства предметов, демонстрирует свои
знания взрослым и детям - 3 балла;
- с закрытыми глазами узнает на ощупь свойства предметов - 4 балла.
Уровни знаний детей в области сенсорного развития распределяются по полученными
детьми баллами:
35 - 29 баллов - высокий уровень сенсорного развития;
28 - 22 баллов - достаточный уровень сенсорного развития;
21 - 15 баллов - средний уровень сенсорного развития;
14 - 8 баллов - удовлетворительный уровень сенсорного развития;
7 - 0 баллов - низкий уровень сенсорного развития.
Методика оценки сенсорного развития Т.В. Николаевой:

Задания предъявляются ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Педагог
предлагал ребенку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать
пирамиду; раскрыть матрешку и собрать ее; сложить целую картинку из частей. При этом
все задания должны были сопровождаться естественными жестами.
При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, взрослый демонстрирует
соответствующее действие, а затем просит ребенка воспроизвести его. Если ребенок не
справляется и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например,
педагог руками ребенка вставляет фигуры в соответствующие прорези; собирает
пирамидку с учетом величины колец; складывает разрезную картинку. Вслед за этим
ребенку предлагается действовать самостоятельно.
Оценка действий ребенка:
- Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить
ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;
- Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий,
невыполнение);
- Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.
Дети распределяются по уровням:
- высокий уровень - 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым;
- средний уровень - 3 выполненных задания;
- низкий уровень - 1-2 выполненных задания

Методические материалы
Главная задача взрослого при взаимодействии с детьми раннего возраста – развитие
предметной деятельности, которая является ведущим видом деятельности в данном
периоде. Именно в ней происходит приобщение к культуре, формирование основных
новообразований возраста: речи, наглядно-действенного мышления, познавательной
активности, целенаправленности деятельности и поведения. Главным в общении с
ребенком раннего возраста является практическое взаимодействие, в ходе которого
взрослый выступает как его соучастник, равноправный партнер, помогая малышу в игровой
форме освоить то или иное действие с предметом, вызвавшим интерес. При этом нужно
помнить, что заставляя ребенка делать что-то против его воли, мы подрываем его веру в
себя.
Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая структура
занятия: каждое занятие или игра имеют четкое начало, продолжение и конец.
Продолжение игры включает основное содержание предполагаемого материала. Смена

видов деятельности позволяет дольше удерживать внимание детей, увеличивает
продолжительность и эффективность занятия, а также работоспособность ребенка. Каждое
занятие включает в себя несколько блоков: развитие речи, аппликацию, лепку, рисование,
игры на сенсомоторное развитие.
Но не все блоки присутствуют на каждом занятии, они чередуются и соединяются поразному, но на каждом занятии присутствует продуктивная деятельность, что
положительно сказывается на ходе занятия.
Занятия подбираются с учетом возраста детей, их возможности и интересов.
Необходимо чутко реагировать на отношение детей, усиливать их ответные реакции, а
также сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его проведения – отдельные части
занятия можно сократить или расширить, что-то усложнить или внести новый,
незапланированный ранее элемент. В период обучения эмоциональная поддержка со
стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому
желательно отмечать любые, даже самые скромные успехи малыша, а в случае неудачи не
нужно акцентировать на ней внимание.
В игровых сеансах малыши получают первый опыт обучения в детском коллективе,
поэтому важно учитывать организационно-воспитательные моменты. Очень важно, чтобы
первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при
поддержке близкого человека. Совместные занятия являются также своеобразным мастер
классом для родителей, которые раскрывают секрет гармоничного взаимодействия с
ребенком, а неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому
общению педагогов с детьми.
Правильно организованные игровые сеансы с детьми раннего возраста способствуют
решению важнейших задач:
- формированию доверительных отношений между педагогом и ребенком, при этом
для детей роль педагога становится понятна, предсказуема и значима;
- быстрому освоению норм и правил поведения и общения в группе, ускорению
процесса социализации в целом;
- гармонизации взаимоотношений в детско-родительской паре, укреплению чувства
доверия и взаимопонимания;
-снижению уровня психического напряжения не только у ребенка, но и у родителя и
педагога;
- развитию тактильной чувствительности, которая активизирует центр речи в
головном мозге ребенка, стимулируя речевое развитие.

Программа сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса
образования детей раннего возраста, где формируются такие знания, умения и навыки,
которые имеют непосредственное отношение к развитию детей.
Педагогические технологии: технология игровой деятельности, технология группового
обучения
Материально-техническое обеспечение программы:
Наличие кабинета
Музыкальная аппаратура
1)Краски, фломастеры, пластилин, клей, кисточки
2)Ватные палочки, губки, тряпочки, пипетки
3)Досочки для рисования и лепки, стаканчики для воды
4)Бумага белая, цветная, картон белый, цветной
5)Сюжетные картинки
6)Парные предметы картинки
7)Разрезные картинки
8)Картинки, обозначающие цвет
9)Картинки с цифрами и буквами
10)Кубики разного размера
11)Конструктор
12)Деревянные сказки
13)Волшебный мешочек
14)Пластиковые кораблики
15)Муляжи овощей и фруктов
16)Игрушки зверей и птиц, насекомых
17)Сенсорные коробочки, песочница с крупой, контейнер с водой
18)Мячики для самомассажа
19)Мяч
20)Разноцветные шарики и флажки
21)Канат

22)Скакалка
23)Рамки-вкладыши
24)Детская посуда, ложки, мисочки
25)Султанчики и игры для дыхательной гимнастики
26)Природный материал

Учебные и методические пособия для педагогов
1. Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей
раннего возраста – СПб.: ООО «И

ЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.

2. Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей
раннего возраста / О.Г. Жукова. – М., 2006.
3. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует
понимать? – ж-л «Дошкольное воспитание». –№ 2, 2005.
4. Стефанко А.В.. Организация воспитательно-образовательного процесса в группе
детей раннего возраста–СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
5. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М., 1994.
6. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном
творчестве дошкольников. – М., 2005.
7. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М., 2006.
8. Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста. Авт. – сост. Е.В.
Полозова. Учебно – методическое пособие для воспитателей и
методистов. Воронеж, 2007.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».